Избиратели "Единой России" на самом деле либералы

По всей стране любят говорить: у нас погода как в Москве, только через два дня. В самом деле, политическая погода начинается в столице. В связи с этим существенно, что отвечали москвичи в ходе послевыборного опроса «Левада-центра». В Москве доля бедных в разы меньше, чем в среднем по стране, но московские бедные, как и везде, в наибольшей степени склонны винить в своей бедности «перестройку» и последовавшие за ней преобразования. Доля зажиточных в Москве гораздо больше, чем в России, но везде они с определенностью отдают предпочтение не жизни при советской власти, а курсу, взятому в 1985 г. Впрочем, известные политики говорят, что тот курс был негодным и теперь приходится восстанавливать утраченное величие. Опрос не может показать, что думают в Кремле, но в целом в столице лишь треть с небольшим горожан желает, чтобы это была «великая держава, которую уважают и побаиваются другие страны». А остальные две трети устроит, чтобы Россия была «страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных стран мира». Великодержавных амбиций более всего у москвичей, проголосовавших в октябре за КПРФ. А стремление просто жить получше выразило население, вообще не ходившее на выборы.

В Москве четче, чем в остальной России, различаются позиции партийных электоратов. При этом они порой иные, чем у руководства их партий. Партлидерам, наверное, будет интересно узнать, что, например, московский избиратель «Единой России» решительнее сторонников всех остальных партий (38%) утверждает, что «Россия движется по пути вхождения в Европу», и что он реже их всех (25%) выбирает ответ, что, мол, «у России свой особый путь, ей незачем стремиться к сближению с Европой».

В последнее время немало ходит разговоров о том, что Россия, по крайней мере на нынешнем этапе, не может иметь иное правление, кроме авторитарного. Что в стране сложился соответствующий режим и что опорой этого режима является государственно поддерживаемая партия. Не будем здесь решать, так ли это на самом деле. Лучше посмотрим, как избиратели отвечали на проверяющий эти установки вопрос, насколько нужен стране «сильный и властный руководитель». Исследователи предложили три варианта ответа. Собравший меньшинство по Москве и среди избирателей ЕР ответ о том, что «нашему народу постоянно нужна «сильная рука», дали 20%. Актуальную версию (второе место по Москве, 37%) «бывают такие ситуации, когда нужно сосредоточить всю полноту власти в одних руках» сочли главной в электорате коммунистов (35%) и среди неголосующих (40%), но не в стане «правящей партии» (34%) и вовсе не среди поклонников Жириновского (26%).

Ну а какой ответ стал главным у московского электората «Единой России»? Относительным большинством в 43% (т. е. чаще почти всех остальных москвичей) избиратели ЕР выбрали ответ-требование: «Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы вся власть была отдана в руки одного человека».