Какое государство будет построено в Абхазии и Южной Осетии

Действующий президент Абхазии Сергей Багапш избран на второй срок. Его победа означает начало нового этапа в истории Абхазии и, если говорить шире, государственного строительства мятежных автономий, независимость которых де-факто утвердилась после августовской войны 2008 г. Возникает вопрос, какую содержательную программу они могут выработать под протекторатом России.

Абхазия, имеющая потенциальные объекты для инвестиций, стремится стать респектабельной территорией, привлекательной для вложений и отдыха иностранцев. Желательный для Сухуми косовский вариант «полосы признаний» в ближайшие годы маловероятен. Попытка Москвы организовать его за счет сателлитов и левых латиноамериканских режимов – имитация дипломатии. Куда важнее помочь абхазской власти обеспечить стабильную политическую и экономическую ситуацию, которая позволит, пусть и в полуофициальном режиме, работать на ее территории международным компаниям. Москве важно сделать ставку на мягкую силу, обучение будущей национальной элиты в отечественных вузах, что актуально и для Южной Осетии.

Эдуард Кокойты и его окружение настроены на другой вариант развития событий. Они ведут игру, основанную на пророссийских настроениях своих граждан, и периодически демонстрируют стремление присоединиться к России, прекрасно понимая, что это в обозримом будущем невозможно. Важнейшим ресурсом для южноосетинских властей, как и в некоторых северокавказских республиках России (см. статью «Конфликт как актив» на этой же странице), является тлеющее противостояние Грузии. Такая обстановка позволяет получать и утилизировать многомиллиардную российскую помощь и отвлекать население от реальных социально-экономических неурядиц. Проблема в том, что Москва, не заинтересованная в новых осложнениях на своих границах, сейчас не имеет реальных рычагов воздействия на Кокойты, лично связанного с многими представителями российской бюрократии.