Почему бонусы банкиров вызывают раздражение

«На смену такому хорошему качеству, как практичность, пришли посредственность и жадность – ужасные качества. Идея вознаграждения оказалась извращена». Джеффри Иммелт, генеральный директор General Electric

Жаркие споры о том, обоснованы ли гигантские бонусы топ-менеджеров, идут с начала десятилетия. Лопнул технопузырь, мегасделки вроде слияния AOL и Time Warner обернулись убытками (в данном случае – $98 млрд), акционеры потеряли миллиарды, а топ-менеджеры остались при своих миллионах. По данным контрольного управления конгресса США, топ-менеджеры 10 крупных компаний, обанкротившихся за десятилетие, получили $350 млн, при этом пенсионный фонд каждой из этих компаний имел дефицит минимум в $100 млн, из-за чего сократил пенсию более 5000 человек.

Сейчас под огонь попали банкиры, столкнувшие экономику в рецессию, получившие деньги налогоплательщиков и приготовившиеся снова выплатить приличные бонусы. Это вывело из себя не только тех самых налогоплательщиков, но и политиков – даже в Великобритании, которая всегда противилась ограничениям финансового сектора. Сначала председатель совета директоров Управления финансовых услуг Адэр Тернер заявил, что Сити стал дестабилизирующим фактором в экономике и превысил социально разумные нормы. А на прошлой неделе министр финансов Алистэр Дарлинг ввел разовый 50%-ный налог на бонусы свыше 25 000 фунтов. «Если банки настаивают на выплате значительных вознаграждений, я решительно намерен забрать деньги в пользу налогоплательщиков», – сказал он.

«Я не для того избирался президентом, чтобы помочь выплывать кучке жирных котов с Уолл-стрит», – заявил в воскресенье Барак Обама. Иммелт считает неправильным, что экономика США «предпочла получать более быстрые прибыли от финансовых услуг» за счет производственной отрасли, исследований и инвестиций в технологии.

Топ-менеджеры из Сити уничтожают 7 фунтов стоимости на каждый получаемый ими фунт, подсчитали в New Economics Foundation (NEF), сравнив вознаграждение банкиров и потери от рецессии. А уборщики в больницах, предотвращая распространение инфекций и защищая здоровье общества, создают 10 фунтов на каждый зарабатываемый фунт. Хотя расчеты NEF легко раскритиковать, понятно, почему даже гендиректор Deutsche Bank Йозеф Акерманн недоумевает, что его брат доктор зарабатывает гораздо меньше его самого.