"Архипелаг ГУЛАГ" как прививка от сталинизма

Архипелаг ГУЛАГ!» – выкрикивает кто-то в толпе, встречающей Брежнева. «ГУЛАГ архипелаг!» – приветственно вскидывает руку Леонид Ильич. Этот известный советский анекдот едва ли понятен сегодняшним школьникам, равно как и несколько циничная шутка художника Вагрича Бахчаняна – «Архипелаг Good Luck», отразившая, деликатно выражаясь, сложные отношения Александра Солженицына с интеллигенцией. Это всё нюансы советской политической истории. Важнее содержание трех томов этой великой книги. Наталья Солженицына, вдова Александра Солженицына, сократила в пять раз «Архипелаг ГУЛАГ» и адаптировала его для школьников старших классов: одно из главных произведений XX в. вошло в школьную программу.

С одной стороны, это чрезвычайно полезно и важно – нельзя, изучая литературу, не прочесть «Архипелаг», хотя бы и в адаптированной форме. С другой стороны, включение той или иной книги в школьную программу неизбежным образом ведет к ее хрестоматизации, т. е. поверхностному изучению, чаще из-под палки. Приведет ли чтение главной книги Солженицына к тому, что новые поколения россиян будут привиты от сталинизма, становящегося все более популярным в стране, которой, как считается, вот уже долгие годы нечем гордиться?

Если верить социологии, «Архипелаг» – самая читаемая книга Солженицына. Согласно опросу фонда «Общественное мнение» 2006 г., ее читали 18% из числа знакомых с творчеством писателя, 8% читали «Один день Ивана Денисовича», все остальное – в пределах погрешности. Впрочем, хрестоматизация самого Солжа уже произошла: о нем рассуждают так же, как о Пушкине или Толстом, не слишком погружаясь в нюансы. Когда в 2008 г. «Левада-центр» просил респондентов назвать влиятельных российских писателей, опрошенные с трудом припомнили Есенина (14%) и Солженицына (10%). Большинство знает, что он сказал правду о советском режиме, но всего лишь 16% говорят о влиянии его книг на личное мировоззрение (опрос ФОМ в 2006 г.). Причем надо понимать, что здесь речь, по счастью, идет не о нюансах – его консерватизме, национализме и антиинтеллигентском пафосе, а о главном – разоблачении сталинизма. То есть не о публицистике, а о прозе. И это примиряет с хрестоматизацией образа писателя, нашедшего себе нишу в массовом сознании рядом с Есениным.

Пожалуй, антисталинистской прививкой «ГУЛАГ» станет лишь для тех школьников, кто хотя бы сколько-нибудь склонен к рефлексии и душевно не глух. «Архипелаг» – страшная и мощная книга. И по фактуре, и по эмоции. Но, скажем, «Войну и мир» большинство в школе «проходит», а не читает. К тому же в официозной версии истории, с помощью которой борются с «фальсификациями», т. е. с профессиональными исследованиями, ругать Сталина за репрессии можно, а за войну – не очень. Что полностью соответствует массовым представлениям. ГУЛАГи ГУЛАГами, а самое важное – что под руководством Сталина народ вышел победителем в войне. Так считают 68% соотечественников (опрос «Левада-центра» 2008 г.). С тем и встречаем 130-летие со дня рождения вождя.