В Евросоюз вступает самая пророссийски ориентированная страна

Сербия должна завтра подать официальную заявку на вступление в ЕС. Программа по интеграции этой страны в ЕС действует с 2008 г., процесс принятия страны в Евросоюз наверняка затянется из-за ряда проблем (власти страны хотят успеть до 2013 г.). Так что подача заявки – это символический шаг, но важный.

У Сербии сейчас три внешнеполитических «фронта»: евроинтеграция, вопрос Косова и отношения с Россией. И похоже, что сербам удалось полностью развести их по параллельным плоскостям.

В начале декабря Международный суд ООН начал по просьбе Сербии рассматривать законность самопровозглашения независимости Косова (состоявшегося при активном участии ЕС). Пожалуй, никакое решение суда ситуацию не изменит, но ясно, что Сербия не может не оспаривать отделение Косова. Это не мешает сербам радоваться отмене визового режима со стороны ЕС – с 19 декабря они, а также черногорцы и македонцы свободно поехали по Европе. Евроинтеграция стала главной политической целью Сербии после выборов весной 2005 г., на которых победила коалиция президента Бориса Тадича «За европейскую Сербию». Сейчас вступление в ЕС одобряет около 80% населения страны.

В ЕС идет, пожалуй, самая пророссийски ориентированная страна в Европе. И Россия, сохраняя серьезное влияние в Сербии, поддерживает ее вступление в ЕС. По крайней мере, об этом заявлял Дмитрий Медведев в ходе своего визита в Белград в конце ноября. Вообще между правительствами и народами стран сохраняются теплые отношения. Что сложно представить в случае большинства других постсоциалистических стран Восточной Европы, особенно стран Балтии.

Медведев также привез решение выделить Сербии льготный кредит на $1 млрд. К визиту «Газпром» подписал соглашения о строительстве газохранилища «Банатский двор» и СП с «Сербиягазом» для строительства участка газопровода «Южный поток». «Газпром нефть» в 2008 г. купила контрольный пакет крупнейшего налогоплательщика страны – компании NIS. В итоге в ЕС может вступить страна, в экономике которой значительную роль играют российские предприятия и деньги. С одной стороны, возможны проблемы с обеих сторон: для соответствия требованиям законодательства ЕС нашим компаниям в Сербии придется модернизироваться. Но это и хорошо – получим опыт. И «Газпром» должен быть доволен – у него прибудет собственности в ЕС.