Гайдар был героем, потому что знал, что за его реформы его будут ненавидеть

Мы выражаем соболезнования родным и близким Егора Тимуровича. Огромную утрату понесли и все граждане России.

«История мира – это биография великих людей», – писал шотландский философ Томас Карлейль. Великие люди, или, как он их называл, «герои», меняют и создают историю. Егор Гайдар был и великим человеком, и героем, по сути написавшим новейшую историю России. На сегодня нет темы важнее. Все мы должны хорошо понимать, кем был Гайдар для нас и для страны.

Он был не только великим экономическим реформатором, но и строителем. История ни одной из значительных держав не знает примеров такого драматического и быстрого изменения экономической системы – не «разрушения», а именно «изменения». Революция 1917 г. разрушила экономическую и политическую систему Российской империи. Падение империи СССР могло закончиться тем же – гражданской войной, диктатурой и голодом. Гайдар противопоставил хаосу экономические реформы, которые заложили фундамент демократии в России и дальнейшего экономического роста.

Критики Гайдара говорят, что можно было бы пойти путем поступательных реформ по примеру Китая. Но давайте не будем забывать, что Советский Союз под руководством Михаила Горбачева шел именно по пути поступательных реформ. Исход этих реформ многие из нас помнят – очереди, дефицит всего, гуманитарная помощь, невозможность заплатить по внешнему долгу при насущной необходимости занять еще и потом еще. СССР начала 1990-х был моральным и экономическим банкротом, проедавшим деньги будущих поколений.

Реформы Гайдара позволили практически за несколько лет создать все необходимые институты развитой рыночной экономики: свободные цены, частную собственность, финансовые рынки, банки, налоговую систему, центральный банк – список созданного займет страницы. Иногда Гайдара обвиняют в том, что он вместо строительства институтов занимался лишь «шоковой терапией» – либерализацией цен и внешней торговли. Это не так. По скорости создания институтов Гайдар на порядок опережает и Черномырдина, и Путина. Для сравнения давайте вспомним, какие институты были созданы за последние пять лет. Госкорпорации? Особые экономические зоны? Общественная палата?

Можно ли было провести реформы по-другому: лучше и с меньшими затратами? Критики Гайдара расскажут о сотнях ошибок, совершенных реформаторами. Но даже сейчас, спустя почти 20 лет, самые современные экономические исследования не могут ответить на вопрос, как правильно реформировать экономику огромной, неэффективной, экономически отсталой страны. Ответить на этот вопрос 20 лет назад было еще труднее. Вспомним, что в то время в России не было экономистов, которые знали о том, как работает рыночная экономика. Не было таких детальных знаний и у Гайдара, но Гайдар и его команда были лучшими и наиболее подготовленными из тех, кто мог бы провести реформы. Вряд ли существовали кардинально иные меры, способные мгновенно перенести россиян в капиталистический или другой экономический рай. Гайдар выбирал между заведомо плохими решениями. Его заслуга в том, что из множества зол он выбрал наименьшее.

Гайдар был героем потому, что он знал: его выбор сделает его объектом ненависти со стороны огромного количества людей. И сейчас в сознании многих россиян он является символом всех ужасов 90-х. Его ненавидят за то, что он, как говорится в известном проклятии, принес эпоху перемен. Перемены отняли сбережения, власть и даже достоинство у многих россиян. Но без реформ было бы хуже. Кроме того, те же реформы создали и небывалые возможности, особенно для молодежи того времени.

Вспомним, что Гайдар мог бы и не делать такой тяжелый персональный выбор. Он был внуком двух крупнейших советских писателей и сыном контр-адмирала, представителем тонкой прослойки «коммунистической аристократии», уровень жизни которой был вполне достойным и по западным меркам. Кроме того, и в новой России он не стал богатым человеком, хотя возможности у него, скорее всего, были.

Гайдар был, пожалуй, единственным русским публичным интеллектуалом, обладавшим мировой известностью. Его книга «Гибель империи» – один из лучших в мире образцов политико-экономического анализа ключевого эпизода новейшей истории. Для россиян эта книга имеет особое значение. С одной стороны, это приговор: анализ, проделанный автором, свидетельствует о том, что политика нынешнего российского правительства ведет страну по пути позднего СССР. С другой стороны, это своего рода катехизис для дискуссий с нашими старшими и младшими согражданами, мечтающими о возвращении великого Советского Союза с его государственной собственностью на средства производства и централизованной политической системой. К сожалению, столь аргументированных высказываний на эту тему пока очень мало, но тем ценнее каждое из них.

Уникальное сочетание интеллекта, патриотизма, опыта управления огромной страной в один из самых трудных ее периодов, личной честности и принципиальности сделало Егора Гайдара символом российских либералов. С его утратой либеральная часть российского общества потеряла голос, к которому, хоть и нехотя, прислушивались все составляющие российской элиты России – от коммунистов до Кремля. Все его оппоненты знали, что Гайдар никогда не врет и не пытается добиться чего-то для себя. Его аргументы были всегда направлены на защиту интересов россиян – как он их понимал (и как понимаем их мы, авторы этой статьи).

Философ Исайя Берлин писал в эссе о президенте США Франклине Делано Рузвельте: «Он был одним из политиков XX или любого другого века, у которого, казалось, не было никакого страха перед будущим <...> У него был характер, энергия и все необходимые качества диктатора, но он был на нашей стороне. Политическая, личная и публичная критика, направленная на него, возможно, верна; все его личные недостатки, о которых говорят его враги и некоторые друзья, могут соответствовать действительности, но как публичная фигура он был уникален». Эти же слова применимы и к Егору Гайдару. Одни американцы считают Рузвельта спасителем страны от Великой депрессии, другие критикуют за то, что его политика продлила экономический кризис. Но большинство американцев – спустя почти 60 лет после его смерти – считают Рузвельта великим президентом. Так и в России 2070 г. будут вспоминать Егора Гайдара как одного из великих политических деятелей страны.