Законы о торговле и о рекламе нанесут ущерб потребителям

Закон о торговле мучительно переписывался пять лет, стал поводом для жесткого публичного спора между правительством и администрацией президента, принят Думой в правительственном варианте (хотя некоторые замечания критиков учтены). Он ограничивает объем продаж торговой сети в регионе 25%, запрещает включать в договоры поставки бонусы, кроме премии за объем не более 10%, вводит сроки оплаты поставок из расчета срока годности товара.

Возможно, закон облегчит жизнь региональных производителей и поставщиков – это так называемый отдаленный и предполагаемый эффект. Очевидный и непосредственный эффект будет состоять в снижении конкуренции, росте административных барьеров в торговле и, следовательно, в нанесении ущерба потребителю, уверены экономисты.

Поправки в закон о рекламе приняты сразу в трех чтениях через семь дней после внесения в Думу. Главная новация – телеканалам запрещено работать с селлером, занимающим более 35% рынка. Об инициативе ничего не было известно на рынке. Отдаленный и предполагаемый эффект – снижение цен на рынке телерекламы. Очевидный и непосредственный – главный игрок («Видео интернешнл») потеряет половину бизнеса, рекламодатели потеряют в качестве услуг, главные государственные телеканалы – в доходах и рейтингах, а рынок будет лихорадить из-за отсутствия реальных претендентов на занятие высвобождающейся доли (около 30%).

Депутаты говорят о необходимости демонополизации в экономике. Наверное, в ближайшее время они либерализуют доступ к трубе и экспорт газа, разделят «Газпром» и РЖД.

ФАС усиливает административное влияние (кроме упомянутых законов можно вспомнить еще так называемый второй антимонопольный пакет). Противоречивость вводимых норм и нежелание учитывать последствия заставляют опасаться того, что ФАС станет просто дубиной в руках лоббистов.