А.Шохин: итоги года для страны и бизнеса

Итоги для страны

Уже стало штампом описание 2009 года – «непростой», «сложный». Год действительно был сложным. Хотя даже после столкновения с долговыми и спросовыми айсбергами, значительная часть компаний ухитрилась остаться на плаву.

В целом все оказалось лучше, чем ожидали в прошлом декабре, но хуже, чем могло бы быть. В конце 2008 г. все ждали самого страшного – дефолтов, обвала экономики, банкротств, массовых увольнений. Поезда не ходят, заводы стоят...

Реальность оказалась не столь ужасающей. Неплатежи, об опасности которых твердили эксперты, вернулись, но не в прогнозируемом объеме, да и цепочки неплатежей формировались лишь в ряде кластеров.

Увеличилась доля убыточных организаций с 27% до 33,4% (январь – сентябрь 2009 г. к январю – сентябрю 2008 г.). Но даже с учетом всех «тонкостей» бухучета и умения показывать то, что требуется (например, прибыль в условиях кризиса), это не 100% и даже не 50%.

Увольнения были, но компании предпочитали действовать более «мягкими» методами – сокращать социальные программы, прекращать найм, сокращать продолжительность рабочего времени.

Осенью появились статистические ростки оптимизма. В ноябре 2009 г. промышленное производство выросло по сравнению и с ноябрем 2008 г. (1,5%), и с октябрем 2009 г. (2%). По сравнению с октябрем 2009 г. выросли инвестиции в основной капитал (2,9%). Правда, за 11 месяцев 2009 г. инвестиции упали по сравнению с прошлым годом на 18,4%.

Да и спрос восстанавливается слабо, намного медленнее, чем этого ожидали компании летом 2009 г. По итогам декабрьского анкетирования РСПП низкий уровень спроса – основная проблема российских компаний.

На перепутье одинаково опасен и чрезмерный пессимизм, и избыточный оптимизм. Поэтому не будем говорить об устойчивом выходе из кризиса. Лучше сказать, что мы выходим на траекторию посткризисного восстановления экономики.

По институциональным реформам очевидный провал. Принято множество решений, усложняющих условия работы для бизнеса (яркий пример – антимонопольное законодательство). Необходимые, даже обещанные решения не приняты – ни по компенсационным мерам в рамках реформы ЕСН, ни по определенности контуров налоговой системы после кризиса.

Итоги года для бизнеса

РСПП ежегодно опрашивает бизнес, какое событие в наибольшей степени повлияло на экономику. Результаты не стали неожиданными. Их можно сгруппировать в четыре блока.

1. Антикризисная стратегия правительства (принятие антикризисной программы на 2009 г.; реализация программы поддержки системообразующих предприятий). В этот же блок можно отнести и стабилизацию макроэкономических и финансовых показателей экономической ситуации в России (замедление темпов падения производства, снижение инфляции, рост фондовых рынков по сравнению с январем 2009 г.).

Оценки эффективности этой политики сдержанные. Даже промышленные предприятия оценили меры по поддержке финансового сектора (снижение ставки рефинансирования и в целом активная поддержка банковского сектора в рамках антикризисных мер) выше, чем меры для обрабатывающих секторов.

При этом мы движемся асинхронно со странами Запада. Они постепенно сворачивают программы стимулирования автопрома, а мы только в следующем году начнем применять механизм «платы за утилизацию». Мы снижаем ставку рефинансирования, когда ряд стран уже поднял ее, а другие могут принять такое решение в ближайшее время.

Общая позиция – лучше не самая эффективная антикризисная программа, чем никакой.

2. Решения, ухудшающие положение бизнеса. В 2009 г. выросла административная нагрузка на бизнес.

Усилилось давление и увеличилось количество случаев неправомерных действий в отношении бизнеса и населения со стороны органов власти: запрет на сокращения, даже если они являются жизненно необходимыми для выживания предприятия; налоговые проверки; ужесточение ответственности, включая уголовную, за все – креатив чиновников не знает границ.

Судебные процессы и действия правоохранительных органов в отношении ряда знаковых для бизнес-сообщества фигур также не способствовали появлению умиротворенного взгляда бизнеса на жизнь и экономику.

В следующем году бизнес ждет роста нагрузки из-за принятия законов, предусматривающих увеличение взносов на обязательное социальное страхование с 26% до 34% фонда заработной платы. Будет расти как прямая нагрузка на ФОТ (в 2010 г. – до 11%, в 2011 г. – до 45%), так и косвенная (изменения в отчетных формах, в электронных системах, административные расходы и т. д.). И это не полный перечень проблем.

3. События с не до конца определенными последствиями для бизнеса. Подписаны документы по созданию Таможенного союза, часть которых начнет действовать с 1 января 2010 г., Таможенный кодекс вступит в силу с 1 июля 2010 г. Точно оценить последствия принятия этого документа для конкретных компаний и российского бизнеса в целом пока сложно.

Приняты дефицитные бюджеты на 2010 г. – как федеральный, так и региональные. Хорошо, что власть реалистично оценивает ситуацию, но есть опасение, что в таких условиях не будет ни значительных инвестиций в инфраструктуру, ни активного стимулирования инвестиционной деятельности.

4. Трагические события 2009 г. 2009 год стал черным годом из-за большого количества масштабных технологических аварий, катастроф, пожаров. Речь идет не о террористических актах, а о событиях, которых можно было бы избежать, либо, как минимум, сократить их трагические последствия: авария на Саяно-Шушенской ГЭС, взрывы и пожары на нефтеперерабатывающих заводах, пожары на социальных, культурно-развлекательных и иных объектах.

Неудивительно, что эти трагические события стали столь значимыми для бизнеса. Предприниматели – часть общества и не могут остаться в стороне от таких событий. Гибель людей – это единственная невосполнимая потеря. По сравнению с этим любая бизнес-составляющая аварии (ущерб имуществу, расходы страховых компаний) – абсолютно незначимая вещь.

Необходимо уточнять требования по безопасности объектов (или хотя бы адекватно следить за выполнением существующих), все виновные должны быть наказаны. Но нельзя начинать «охоту на бизнес-ведьм»: если разные проверяющие по-прежнему будут требовать противоположных вещей (ставить решетки на окна – снимать решетки с окон), если легальное получение разрешений и согласований будет барьером (требующим временных и денежных затрат), если будет избран самый простой способ решения проблемы в виде увеличения нагрузки на бизнес, безопасности в России не прибавится.

Итоги года для РСПП

РСПП – часть бизнес-сообщества. Наши основные направления работы в 2009 г. определялись запросами бизнеса: налоговая реформа, включая реформу ЕСН; система техрегулирования (в частности, установлена процедура применения иностранных и международных стандартов); совершенствование законодательства в сфере банкротства и финансового оздоровления, развитие конкуренции, повышение энергоэффективности.

Что касается РСПП как организации, то мы тоже боролись с последствиями кризиса. Как и бизнес, и органы власти, РСПП в 2009 г. перешел к годичному планированию, хотя и вернется к среднесрочному уже в 2010 г.

Несмотря на кризис, организация активно развивалась, увеличивала членскую базу, привлекала новых бизнес-лидеров в правление РСПП, на должности руководителей региональных отделений.

В целом РСПП работал над повышением своей эффективности и обеспечением максимально успешной защиты интересов бизнеса.