Медведев пытается выступать в образе Путина - возможно, от усталости

Российский президент выступил на прошлой неделе в новом для себя образе, более свойственном Владимиру Путину. В амплуа публичного политика, склонного к хлестким и претендующим на афористичность высказываниям.

До сих пор ни одной запоминающейся фразы Медведев не произнес. В его лексике не было ничего похожего на «мочить в сортире», «жевать сопли» и «не Пыталовский район [вам], а от мертвого осла уши». И это логично объяснялось имиджем интеллигентного президента, склонного обращаться не к народу вообще, а к думающей аудитории.

Но на другой день после того, как он объявил о модернизации МВД, Медведев вдруг начал учить руководителей госкорпораций, как надо с ним разговаривать. «Я на вашу реплику хотел бы дать пояснение», – сказал Сергей Чемезов на совещании президентской комиссии. «Нет, на мою не надо. Моя не реплика уже, а приговор, – отрубил Медведев. – Реплики у вас, а все, что я говорю, в граните отливается».

Что это было – первая проба на роль кандидата в президенты-2012 или крайняя степень раздражения вельможами, по-прежнему не готовыми воспринимать главу государства как высший авторитет?

Во всяком случае раздражение точно присутствует. Того же Чемезова президент вывел из состава наиболее любимой модернизационной комиссии за прогулы ее заседаний. Советник президента и влиятельный политик Михаил Лесин уволен из Кремля, по официальной версии – за бизнес, по неофициальной – за то, что мешал Медведеву проводить его телевизионную политику. Оба – близкие к Путину люди.

Под конец года начались и публичные столкновения между кремлевской и правительственной командами: по транспортному налогу, по закону о торговле, по электронному правительству. Подчиненные, чувствуя раздражение начальников, сами перестают сдерживаться.

Возможно, это просто от усталости и после каникул бесконфликтный ритуал «правления вдвоем» попытаются восстановить. Но приближение 2012 г. чревато ростом нервозности и подозрительности, так что лексика президента, возможно, будет модернизироваться быстрее, чем отечественная экономика.