Российские власти законодательно отменят цунами

Грузовой морской порт Сочи, строящийся к Олимпиаде, должен быть сдан вовремя, несмотря на последствия шторма. Такую задачу поставил премьер-министр Владимир Путин, осмотрев в пятницу строящийся порт и повреждения, которые нанесла ему стихия: 14 декабря шторм смыл три из 15 построенных секций мола, который должен был защитить бухту, и еще пять секций разорвал. Утонула разгрузочная платформа «Ирбис» стоимостью 4 млн евро, в целом ущерб от шторма оценивается в 500 млн руб. Причина трагедии – необычайная высота волны (около 12 м). Проектировщики порта исходили из максимальной высоты волны в 7,5 м.

Несмотря на трагедию, проектировщики, заказчики и строители взяли под козырек, пообещав премьеру сдать порт в срок. Судя по всему, в вероятность повторения шторма такой силы они не верят. Как и чиновники. «В проектную документацию была заложена вероятность большой волны в 1% (один раз в 100 лет). Поставлена задача этот 1% устранить», – говорит вице-премьер Дмитрий Козак. Вероятно, российские власти собираются отменить цунами особым законом. Всем остальным следует помнить, что 1% – если речь идет о катастрофических эффектах – это не низкая, а высокая вероятность. Если существует один шанс из 100, что некое событие произойдет, а последствия его будут катастрофическими, то необходимо относиться к такой вероятности всерьез, напоминает Рон Саскинд, автор книги «Доктрина одного процента» (The One Percent Doctrine). В книге речь идет об угрозе терроризма (она даже ниже 1%, но все мы проходим тщательный досмотр в аэропортах). Та же низкая вероятность распространяется и на многие природные явления, но это значит, что к угрозе природных катастроф нужно относиться серьезно. На частном уровне «однопроцентная» вероятность какой-то опасности – достаточное основание для приобретения страховки.

Возвращаясь к цунами, отметим, что, даже по данным статистики, вероятность этих явлений высока: только с 1992 по 1996 г. в Тихом океане образовалось девять цунами, из которых семь имели высоту от 13 до 31 м, напоминает Марк Клячко, директор НТЦ по сейсмостойкому строительству и инженерной защите от стихийных бедствий. Некоторые думают, что цунами – горький удел дальневосточных районов России, но это не так.

В Черном и даже в Каспийском море часто зарождаются цунами, нередко вследствие подводных оползней. В XX столетии в этом районе было зафиксировано шесть цунами, в том числе на российском побережье: в 1905 г. в районе Анапы, в 1909 г. между Сочи и Туапсе, в 1966 г. около побережья Анапы, в 1970 г. в районе Сочи, что свидетельствует о большой частоте повторяемости цунами в этом регионе.

Обеспечение безопасности приморских территорий от цунами в нашей стране дело добровольное. В законодательстве отсутствуют нормы, которые бы обязывали проектировщиков учитывать вероятность цунами и его воздействие на шельфовые, плавучие и прибрежные строительные сооружения.

Игнорировать угрозу цунами законодатели стали потому, что согласно никем не отмененному постановлению Совета Министров РСФСР № 19 от 8 января 1964 г. строительство в цунамиопасных районах в России вообще запрещено. Полное запрещение строительного освоения цунамиопасных районов привело к тому, что в нашей стране нет строительных норм для застройки морских побережий, подверженных опасности цунами.

Проблема в том, что, как правило, такие районы очень экономически привлекательны. Поэтому советское постановление давно и массово нарушается. На цунамиопасных побережьях вовсю строятся портовые комплексы, города-курорты и даже нефтеперерабатывающие заводы (как в тихоокеанской бухте Козьмино, например). Это повышает риски катастроф. Гораздо дешевле было бы разработать национальные стандарты по защите строительных сооружений от воздействия цунами и строго следить за их выполнением. Или сначала нужны человеческие жертвы, как в «Хромой лошади»?