Уго Чавес девальвировал боливар, чтобы было проще помогать неимущим
В пятницу президент Венесуэлы Уго Чавес девальвировал национальную валюту. До последнего времени фиксированный курс венесуэльской валюты составлял 2,15 боливара за доллар. Теперь будет два курса – 2,6 боливара за доллар при импорте товаров первой необходимости и 4,3 боливара – для всех остальных. По данным «Интерфакса», на нерегулируемом рынке за доллар на прошлой неделе давали 6,25 боливара.
Несмотря на ряд попыток Чавеса снизить сырьевую зависимость, Венесуэла остается едва ли не в чистом виде нефтяной экономикой. Вынужденная девальвация, очевидно, призвана увеличить нефтяные доходы, которые упали во время кризиса и во многом за счет которых президент поддерживает стабильность режима, финансируя программы для беднейших слоев населения и армию.
Население тем временем выстроилось в очереди в ожидании резкого роста цен (и без девальвации он составил почти 27% в 2009 г.). Ограничивать инфляцию, как обещал Чавес, станет армия – она будет жестко пресекать попытки бизнеса повышать цены «в целях наживы».
В такой сложной ситуации, как обычно, усилилась агрессивность Чавеса во внешней политике. С прошлого года он конфликтует с соседней Колумбией, обвиняя ее в сговоре с США для войны с Венесуэлой. Теперь Чавес заявил, что усилит военную группировку на колумбийской границе и пошлет туда купленные у России танки и вертолеты.
Нелишне напомнить, что последний кредит на закупку российской техники – на $2,2 млрд – был выделен Чавесу Москвой в сентябре 2009 г. фактически в обмен на признание независимости Абхазии и Южной Осетии. И хотя говорить о прямом сходстве экономик России и Венесуэлы все же не стоит (российская гораздо более диверсифицирована), мы видим, как одна сырьевая страна с экономическими проблемами после маленькой войны покупает признание победы у другой сырьевой страны с экономическими проблемами – которой маленькая победоносная война очень бы не помешала сейчас.