Борцы за прибыль лучше защищают свободы, чем идеалисты

На днях мне написал американский соавтор Скотт Гельбах из Висконсинского университета. Он попробовал ввести название нашей совместной статьи вместе с нашими фамилиями в два поисковика – Google и Baidu и получил интересный результат. Google нашел десятки ссылок (как это часто бывает у академических ученых, разные версии статьи разбросаны повсюду в интернете), а Baidu – только одну, причем не саму статью, а упоминание о ней. Секрет, конечно, в том, что Baidu – поисковик, контролируемый китайским правительством, а статья наша называется Government Control of Media. В статье содержится теория и небольшая эмпирическая иллюстрация этой теории, никак не связанная с Китаем. Просто комбинация слов «правительство» и «пресса» – табу для китайского поисковика.

Скотт не случайно отправился сравнивать поисковики. Главная бизнес-новость прошлой недели в мире – громкое заявление Google о том, что, если китайское правительство не изменит своей политике цензуры в интернете, компания свернет деятельность в Китае. Дело не в том, что для Google важны принципы свободы слова и печати. Конечно, у компании есть неофициальный лозунг – Don’t Be Evil («Не делай зла»). Но в данном случае компания не руководствовалась никакими соображениями, кроме чисто коммерческих. Уступка китайскому правительству в 2006 г. – Google согласился на частичную цензуру результатов поиска – сказалась на имидже компании в остальной части планеты, но китайский рынок так велик (300 000 пользователей интернета), что игра стоила свеч.

Однако небольших уступок оказалось недостаточно. В середине декабря, по словам представителей фирмы, произошла серия хакерских атак на сайты Google и других компаний, целью которых были почтовые ящики активистов правозащитных организаций. В заявлении Google не говорится прямо, но намек ясен: за хакерами стоит китайское правительство. Можно представить, насколько пессимистично смотрит Google, одна из самых динамично развивающихся компаний последних лет, на возможности будущей работы в Китае, если выход из бизнеса (у Google China чуть меньше 30% рынка) выглядит возможной стратегией.

Кто же выиграет – Google или китайское правительство? На стороне Google – развитие технологий (цензура в мире быстро меняющихся технологий – сложное и дорогое дело) и желание миллионов китайцев пользоваться самыми современными сервисами (в Китае запрещены Twitter, LiveJournal и YouTube) и получать самую точную, нефильтрованную информацию. На стороне правительства – огромные ресурсы, многолетний опыт борьбы с независимой прессой и понимание того, что свободно распространяемая информация – угроза коммунистической диктатуре. Не первый случай, когда борцы за прибыль оказываются лучшими защитниками свободы, чем самые убежденные идеалисты.