Мнения
Бесплатный
Константин Сонин
Статья опубликована в № 2524 от 18.01.2010 под заголовком: Правила игры: Чиновники КНР против будущего

Борцы за прибыль лучше защищают свободы, чем идеалисты

На днях мне написал американский соавтор Скотт Гельбах из Висконсинского университета. Он попробовал ввести название нашей совместной статьи вместе с нашими фамилиями в два поисковика – Google и Baidu и получил интересный результат. Google нашел десятки ссылок (как это часто бывает у академических ученых, разные версии статьи разбросаны повсюду в интернете), а Baidu – только одну, причем не саму статью, а упоминание о ней. Секрет, конечно, в том, что Baidu – поисковик, контролируемый китайским правительством, а статья наша называется Government Control of Media. В статье содержится теория и небольшая эмпирическая иллюстрация этой теории, никак не связанная с Китаем. Просто комбинация слов «правительство» и «пресса» – табу для китайского поисковика.

Скотт не случайно отправился сравнивать поисковики. Главная бизнес-новость прошлой недели в мире – громкое заявление Google о том, что, если китайское правительство не изменит своей политике цензуры в интернете, компания свернет деятельность в Китае. Дело не в том, что для Google важны принципы свободы слова и печати. Конечно, у компании есть неофициальный лозунг – Don’t Be Evil («Не делай зла»). Но в данном случае компания не руководствовалась никакими соображениями, кроме чисто коммерческих. Уступка китайскому правительству в 2006 г. – Google согласился на частичную цензуру результатов поиска – сказалась на имидже компании в остальной части планеты, но китайский рынок так велик (300 000 пользователей интернета), что игра стоила свеч.

Однако небольших уступок оказалось недостаточно. В середине декабря, по словам представителей фирмы, произошла серия хакерских атак на сайты Google и других компаний, целью которых были почтовые ящики активистов правозащитных организаций. В заявлении Google не говорится прямо, но намек ясен: за хакерами стоит китайское правительство. Можно представить, насколько пессимистично смотрит Google, одна из самых динамично развивающихся компаний последних лет, на возможности будущей работы в Китае, если выход из бизнеса (у Google China чуть меньше 30% рынка) выглядит возможной стратегией.

Кто же выиграет – Google или китайское правительство? На стороне Google – развитие технологий (цензура в мире быстро меняющихся технологий – сложное и дорогое дело) и желание миллионов китайцев пользоваться самыми современными сервисами (в Китае запрещены Twitter, LiveJournal и YouTube) и получать самую точную, нефильтрованную информацию. На стороне правительства – огромные ресурсы, многолетний опыт борьбы с независимой прессой и понимание того, что свободно распространяемая информация – угроза коммунистической диктатуре. Не первый случай, когда борцы за прибыль оказываются лучшими защитниками свободы, чем самые убежденные идеалисты.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать