Вот это выборы

Итак, на Украине прошел первый тур президентских выборов, но по-прежнему многое неясно. В том числе самое главное - кто будет президентом этой страны. Юлия Тимошенко или Виктор Янукович. Кому отдаст электорат проигравших кандидатов свое предпочтение. Вроде бы Янукович опережает Тимошенко на 10%, но у политиков, которые ближе и по биографии и по политическим взглядам к Тимошенко - Арсения Яценюка, Сергея Тигипко, Виктора Ющенко - в сумме электорат гораздо больше, чем суммарно левые избиратели, ориентирующиеся на бело-голубых. Правда, все трое скорее поддержат Януковича, ибо фаворит все же он, а слабые тянутся к сильнейшим. Но даже если и поддержат - пойдет ли за ними их электорат - как было, скажем на российских выборах 1996 г., когда избиратели Александра Лебедя перешли вместе с ним на сторону Бориса Ельцина.

На Украине это неизвестно. Интрига будет сохраняться даже после второго тура, еще много часов, а может, и дней, после закрытия участков. Здесь все непредсказуемо. Даже более непредсказуемо, чем, скажем, на парламентских и президентских выборах образцовых демократий - таких как Германия и США.

Плохо ли это?

Наши штатные политики и политологи в один голос утверждают чта непредсказуемость ужасна. Вы же не хотите чтобы у нас был такой бардак, как на Украине, любят повторять они.

Правда, они тут же себе противоречат и утверждают, что наоборот, все запрограммировано и куплено. И даже миллионы, вышедшие четыре года назад на Майдан, тоже выходили за деньги. Причем все или почти все. Это, в частности, говорил тогда политолог, ныне депутат Сергей Марков, обсуждавший при моем участии украинские выборы в эфире "Радио Свобода". Я тогда привел простой контр-аргумент: а когда я, мы, 500000 нас выходили к Белому дому в августе 1991 г. - нам тогда тоже что ли платили? Он не нашелся, что ответить.

Так или иначе, российские политологи (или как их давно называют - бормотологи), по-прежнему веряющие в свою возможность программировать и влиять на украинского избирателя, опять работают на этой большой "стройке будущей Украины" и опять делают некие ставки, вопреки официальной позиции Кремля, а подчас и вопреки здравому смыслу.

Их самая свежая ставка был Сергей Тигипко. Они убедили себя и старались убедить других, что во-первых, ставить на Тигипко полезно для Москвы, а во-вторых, он реально может пройти во второй тур выборов.

Крупнейшее и единственное государственное социологическое агентство ВЦИОМ в последнем опросе спрогнозировало, что Тигипко опережает Тимошенко и выходит во второй тур - правда, оговорившись, что это следует из опроса только горожан (хотя украинские социологи показывали 10-процентное отставание Тигипко от Тимошенко). Потом сенсацию московского разлива уже без всяких оговорок подхватили российские государственные и прогосударственные информагентства. А за ними и газеты, в том числе некоторые весьма уважаемые.

Но если в России социологические прогнозы действительно не расходятся с итогами выборов, по крайней мере крупных и федеральных - настолько сильно подчас совпадают, что кажется, будто социологи и председатели избиркомов составляют свои "простыни" по некой единой спущенной сверху шпаргалке - то на Украине этот номер не проходит. Гипнозу и внушению социологических служб избиратели не поддаются. И идут на выборы охотнее, чем в России - солдатскими колоннами и трудовыми коллективами их никто на участки не гонит.

Идут, потому что знают: от их голосов действительно много зависит. Их выбор действительно непредсказуем, потому что не запрограмирован, не спущен из президентской резиденции или дома правительства. И они правы.

Главное - пала оранжевая коалиция, радуются московские политики и политологи, проигравшие четыре года назад - но никак от этого не пострадавшие и не поумневшие.

Нет, главное другое. На пространстве СНГ есть одна страна (а возможно, и две, если считать Молдавию), где закрепилась модель выборов в изначальном смысле этого слова. Где есть прямая и обратная связь между населением и властью. Где власть всякую минуту чувствует, что она зависит от населения.

Понятно, что Москву это не устраивает. Здесь давно культивируется и восхваляется другая модель выборов. Такая, как в бородатом анекдоте. Привел Бог к Адаму Еву и сказал: ну, Адам, выбирай жену.