У должности Александра Хлопонина есть советские и царские аналоги

Создание отдельного федерального округа для Северного Кавказа и назначение туда проверенного чиновника происходит в России не впервые. Это традиционный царский и советский метод управления на Кавказе. Кавказское наместничество, управлявшее Северным Кавказом и Закавказьем, и пост наместника были учреждены в 1785 г., при Екатерине II. Первым наместником, который подчинялся лишь императрице, был назначен генерал-поручик Павел Потемкин (близкий родственник князя Григория). Наместник не только управлял военными и гражданскими учреждениями на юге, но и надзирал за судами.

После смерти Екатерины в 1796 г. наместничество упразднили. Главнокомандующие кавказским корпусом и армией (среди них был знаменитый генерал Алексей Ермолов) подчинялись двум министрам – военному и внутренних дел. Обострение повстанческого движения в Чечне и Дагестане в 1840-х гг. заставило царя Николая I вернуться к наместничеству. «Считаю нужным избрать исполнителем моей непременной воли лицо, облеченное моим неограниченным доверием, соединяющим с военными доблестями опытность гражданских дел», – писал монарх. Наместник Михаил Воронцов получил министерские права и полномочия вводить военное положение, а также отрешать местных правителей и губернаторов, информируя об этом царя. Ему подчинялись все местные учреждения: суды, жандармские и путейские округа. Второе наместничество просуществовало до 1883 г.

Большевики в 1924 г. учредили аналог наместничества – Северо-Кавказский край, которым управляли первый секретарь крайкома партии и полпреды ключевых ведомств, в том числе ОГПУ. Руководители края имели право смещать руководителей округов и национальных автономий, отменять смертные приговоры, вводить и отменять чрезвычайное и осадное положение. В прошлом создание наместничеств и назначение особо отобранных бюрократов оправдывалось тем, что государству приходилось бороться с волнениями горцев и восстаниями крестьян против коллективизации в отсутствие быстрой связи с центром. Воссоздание института в новых условиях свидетельствует, что и сейчас, в XXI в., неэффективность действующего порядка управления в регионе такова, что требует присутствия наместника его величества.