Реформа МВД: централизовать, чтобы децентрализовать

Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. Дмитрий Медведев, в сущности, воспроизвел логику дяди Федора, комментируя решение о переводе всей милиции в федеральное подчинение. «Прежде чем децентрализовать [милицию], ее нужно централизовать», – сказал президент.

Основные контуры объявленной реформы таковы: централизация, сокращение общей штатной численности МВД на 20%, изменение принципов отбора и оценки работы милиционеров. Разработка деталей реформы поручена нынешнему министру Рашиду Нургалиеву (т. е., скорее всего, он сохранит свой пост).

Министр уже подписал приказ о новой системе оценки работы сотрудников – валовые показатели в нем модифицированы, но полностью отказаться от «палочной» системы не удалось. Сокращение штата проводится без серьезных изменений структуры, по остаточному принципу: в первую очередь сокращают вакантные должности, вероятно, выведут за штат МВД курсантов, вневедомственную охрану, внутренние войска. Причем действуют те же валовые показатели: на места просто спущен план по сокращению. Это даст экономию по бюджету самого министерства, зато может увеличить штат подведомственных ФГУПов. Скажем, из нынешних приблизительно 1,23 млн милиционеров останется 1 млн, зато еще 230 000 окажутся в аффилированных структурах. А проконтролировать бюджетные траты сможет только высшая власть, поскольку не все бюджетные расходы на безопасность открыты.

Усилит ли контроль вертикализация подчинения? Вряд ли. Вертикализация в государственном управлении и экономике (с 2004 г.) сама по себе не привела к снижению коррупции и повышению эффективности. И проблемы коррупции в МВД не связаны исключительно с региональными властями – коррупция есть и в федеральной вертикали.

У дяди Федора не было денег на покупку ненужного (и покупка не состоялась), а Дмитрий Медведев, вероятно, уверен, что деньги найдутся: передача финансирования МВД с регионального на федеральный уровень потребует расходов федерального бюджета на сумму около 200 млрд руб., эти изменения МВД должно согласовать с Минфином, и Алексей Кудрин уже предложил в качестве зачета сократить субсидии регионам. Передача финансирования МВД на федеральный уровень в соответствии с планом реформы должна состояться 1 января 2012 г.

Решение централизовать милицию логично с точки зрения распределения налоговых доходов: они в последние годы также были централизованы, и кому, как не центру, теперь платить зарплаты милиционерам. Политическое измерение этой логики также очевидно: милиция должна защищать власть, которая распределяет эти налоговые доходы.

Впрочем, эти аргументы не звучат. Звучат такие: милиция на местах коррупционно срослась с региональными властями, взяв ее в федеральное подчинение, власти смогут провести чистку рядов и затем, в неопределенном светлом будущем, провести обратную децентрализацию.

Надо думать, что к тому времени центр «почистит» и региональные власти – ведь они теперь полностью зависят от Москвы. Очевидно, что одновременно с децентрализацией МВД должна пройти и масштабная реформа федерализма – передача на места властных и фискальных полномочий. Но это, конечно, мечты – поручений на этот счет президент никому не давал.

Милицию постараются реформировать максимально косметическими методами именно потому, что она нужна для защиты власти: глубинная реформа угрожает снижением управляемости, хоть бы и временным. Собственно, «здоровый консерватизм» признан основным методом преобразований сверху. На инновационные методы дяди Федора и Ко совсем непохоже.