Империя США основана на доверии

Не все книги, становящиеся частью общемировой дискуссии, сразу переводятся на русский. Но знать о них стоит. Мы заканчиваем публикацию цикла из 12 книг о геополитике, вышедших в 2008–2009 гг.

Книга двенадцатая: Madden, Thomas. Empires of Trust. How Rome Built – and America is Building – a New World. New York, London: Penguin Press, 2009; 336 pp.

Пару лет назад Россию впечатлил фильм, в котором священник, вообразивший себя министром пропаганды, провел параллели между Византией и Россией. В прошлом году Америка зачитывалась книгой, в которой историк-профессионал провел параллели между Римом и Соединенными Штатами. В первом случае доминировали пессимизм и обличение, во втором – оптимизм и самодовольство, но оба творения рождают схожие ощущения.

Автор исходит из того, что истории известны три вида «империй» – основанные на завоеваниях (Персидская, Монгольская и т. д.), торговле (Британская) и... доверии. К empires of trust он относит лишь древний Рим и сегодняшнюю Америку. Его книга основана на выявлении «поразительных сходств в культуре, самовосприятии, национальном характере и массе других «линий развития двух империй, которые, несомненно, достойны исследования». Читатель узнает о том, что и Рим, и Америка начали свое развитие как народы, находившиеся под колониальным владычеством (этрусков и англичан); что старт их государственности был дан принятием конституции (Законов XII таблиц и Конституции США); что обе страны прошли через гражданскую войну за единство нации (в 340 г. до н. э. в Лации и в 1861–1865 гг. в США).

Ганнибал уподоблен Гитлеру, а Карфаген – Третьему рейху. Выясняется, что римляне вели себя по отношению к Греции так же, как американцы по отношению к Европе, и даже дважды спасали греков от самих себя в 200–196 и 146 гг. до н. э. – как и американцы европейцев в 1917–1918 и 1944–1945 гг. Поражение, нанесенное римлянами Антиоху в 188 г. до н .э., ставится на одну доску с победой в «холодной войне», а война против Югурты в 113–112 гг. до н. э. именуется первым примером как гуманитарной интервенции, так и state-builing’a.

Всему находятся аналогии и параллели. Интересно узнать, например, что автор считает схожим нынешний терроризм с «террором», развязанным иудеями против римлян, и осуждает еврейских борцов за свободу, так как «иудейская война так же поставила под удар еврейскую диаспору в империи, как 9/11 – американских мусульман». Греческие военачальники, не хотевшие капитулировать перед Римом в 146 г. до н. э., названы в книге «антиримскими экстремистами». Зато мы узнаем, что Рим никогда не начинал войн иначе, как в порядке самообороны (что же тогда делал Цезарь в Галлии?) и был невиданным образцом... религиозной терпимости (то-то лишь один из апостолов умер естественной смертью).

Зато профессор уверен: Рим был империей доверия и он расширялся в основном потому, что «цари вручали ему свои народы», желая припасть к великой культуре. Отмечается, правда, что Pax Romana требовал полного доминирования над тогдашней Ойкуменой, без которого блага этой культуры не могли быть усвоены. «Империя доверия, – заключает он, – должна обладать мощью, которую никто не может оспорить». И США ею, слава богу, тоже сейчас обладают. Видимо, поэтому им и следует доверять.

При этом автор осведомлен о том, что Рим переродился и рухнул. Читателю этого знать не обязательно – в книге почти ничего не говорится о настоящем имперском Риме. Сравнения событий после I века н. э. менее приятны, и их правильнее опустить. Америке же их повторение не грозит: во-первых, потому, что она имеет более совершенную политическую систему, а военные подчиняются гражданским властям, и, во-вторых, потому, что народ способен остановить зарвавшихся правителей. А исламский терроризм скоро сойдет на нет – ведь... евреи тоже постепенно осовременились и к III–IV векам римлянам уже не досаждали. Если же кто озабочен экономическими дисбалансами, то знайте: «экономическая мощь полезна, но не является условием выживания империи доверия».

Книга Томаса Маддена – пример того, как обилие надерганных фактов может создать впечатление истинности самых бредовых геополитических концептов. И читать ее было бы даже весело, если бы все это не было так грустно.