Как спасти Европу

Европейская экономика оказалась в крайне двусмысленном положении. Сегодня ЕС соберется на экстренный саммит в Брюсселе, посвященный бюджетному кризису в ряде стран еврозоны, прежде всего в Греции. А в Греции вчера началась забастовка работников бюджетной сферы, протестующих против правительственного плана экономии. Противоречия между союзным и национальным уровнями на этом только начинаются.

Европе, безусловно, свойственны общие мировые проблемы, связанные с кризисом и его преодолением. Как и во всем мире, в странах ЕС правительства боролись с «первой волной» государственными вливаниями в экономику, спасая компании too big to fail и увеличивая бюджетные дефициты. В январе 2010 г. правительства стран еврозоны заняли 110 млрд евро, пишет Financial Times. Как и во всем мире, перед странами ЕС сейчас стоит риск бюджетных пузырей – что с ними делать, как выходить из программ поддержки экономики, правительства толком не понимают. Глобальные дисбалансы, приведшие к кризису, преодолеть не удалось, что грозит нестабильностью в любом будущем, как ближайшем, так и отдаленном.

Но в Европе наметились еще и внутренние противоречия, которые могут подогреть нездоровые ожидания рынков. В Европе одной валютой и одной денежно-кредитной политикой объединены очень разные страны, с разными структурами экономики, сильными и слабыми сторонами. Когда мировая экономика растет и «прилив поднимает все лодки», это не проблема. В кризис ситуация резко обостряется, так как проблемы у всех разные и разной силы, а инструменты их решения – общие.

В 2009 г. дефицит бюджета Греции достиг 12,7% (ограничение в зоне евро – 3%), а уровень государственного долга – 113% ВВП. Следом с похожими проблемами идут Португалия, Ирландия, Испания и даже Италия. Функционеры ЕС намекали, что в Греции очень низка бюджетная дисциплина, были случаи фальсификации отчетности. Еврокомиссия жестко потребовала от греков навести порядок. Еще на форуме в Давосе две недели назад комиссар ЕС Хоакин Альмуния заявлял, что Греции не грозит дефолт и не потребуется помощь от стран ЕС. ЕС также против оказания помощи Греции со стороны МВФ. Однако помогать, скорее всего, придется. Проблема в том, что единая валюта лишает потенциальных суверенных банкротов одного из инструментов решения долгового кризиса – девальвации.

Допустить дефолт даже такой маленькой экономики, как греческая, страшно даже вполне успешным Германии и Франции. Во-первых, наверняка пострадают немецкие и французские банки. Во-вторых, дефолт Греции наверняка уронит евро и повысит стоимость заимствований для остальных членов ЕС. В-третьих, вообще непонятно, как отреагируют рынки, не возникнет ли паника, не спровоцирует ли Греция эффект домино для Португалии, Ирландии, Испании, Италии. В любом случае выход из кризиса для еврозоны сильно дорожает.

Но и помогать сложно: как отреагируют на это собственные избиратели? Пусть в Германии и Франции ситуация лучше, но кризис есть и там. Президент ЕС, председатель Европейского совета Херман ван Ромпей предлагает реанимировать идею создания экономического правительства Евросоюза, что также вряд ли будет спокойно воспринято внутри национальных правительств.

В Европе циркулируют слухи о том, что Германия и Франция могут предоставить Греции кредиты. WSJ пишет, что немецкие власти подготовили план гарантий ЕС по кредитам для слабых членов еврозоны. Не очень понятно, как помощь будет оформляться юридически; в этом смысле помощь со стороны МВФ получить проще, зато и имиджевые риски больше.

Европа как региональный рынок оказывает серьезнейшее влияние на рынок мировой. Пока не ясно, чем кончится дело с Грецией, но в той или иной (острой или хронической) форме все эти проблемы лягут тяжким бременем на ЕС и существенно замедлят выход из кризиса.