Ругайтесь матом в интернете

Отказ столичной милиции возбудить уголовное дело против веб-дизайнера и блогера Артемия Лебедева «из-за отсутствия состава преступления» обрадовал часть сетевой общественности. Отказ от преследования выглядит разительным контрастом на фоне недавнего приговора Иреку Муртазину и ареста майора Алексея Дымовского, которых наказали за их высказывания в «Живом журнале».

Однако доводы, по которым сотрудники МВД отказались считать нецензурную брань нарушением закона, вызывают сомнения. Блог Лебедева, который читают десятки, если не сотни тысяч пользователей, назван «личным интернет-пространством», а матерщина – «частью его имиджа». Можно себе представить, какую бурю вызвал бы отказ с аналогичными мотивами возбудить дело против блогера-ксенофоба, оскорбляющего и призывающего убивать людей иной национальности или расы.

Попытка выдать интернет-дневник за альбом стеснительной барышни ХIХ в. выглядит неубедительно – он явно предназначен для широкой публики. Отказ возбудить дело против Лебедева, как и обвинительные приговоры блогерам-экстремистам, подтверждает, что отечественный сегмент интернета остается неправовым пространством, где применение действующих законов затруднено.

Арестовать на 15 суток или оштрафовать на сумму в 1000–2500 руб. как обычного хулигана сетевого матерщинника невозможно. Для этого нужно определить реальное место и время правонарушения. Клевету в независимом и честном судебном разбирательстве трудно доказать. Есть еще статья 130 Уголовного кодекса – «Оскорбление», но суды и милиция слабо понимают, как применять ее, когда в сетевом пространстве не задеты чиновники или другие важные персоны. В этой ситуации ключевым становится усмотрение конкретного судьи, прокурора или милиционера. А значит, в будущем мы можем столкнуться не только с отказами возбудить дело против блогера по абсурдному обвинению, но и с неоправданно жесткими приговорами за высказывания в виртуальном пространстве.