Льготы по 33 экономическим статьям УК малополезны для бизнеса

Сразу по 33 экономическим статьям Уголовного кодекса (УК) депутаты-единороссы решили применить невиданную льготу. Обвиненным почти во всех преступлениях экономического раздела УК гражданам сизо не грозит.

Такая поправка внесена в Госдуму ее руководством и будет не только поддержана президентом, но даже, возможно, усилена его собственным аналогичным законопроектом (тогда этот отзовут). То есть закон точно подпишут и арестовывать за бизнес перестанут, а те, кто уже сейчас сидит, получит шанс выйти на свободу, скорее всего под залог. Чем не прямое исполнение президентских призывов «не кошмарить бизнес» и не сажать за экономику?

Почему же эта яркая инициатива не вызвала фурора в бизнес-среде? Помимо того что бизнес вообще отвык от хороших новостей от власти, если присмотреться к проекту, большого проку он не сулит. 33 состава – это в основном экзотические правонарушения. Например, пять из 33 статей касаются незаконных операций с ценными бумагами. За «незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг» теперь за решетку сразу не отправят. Вздохнет ли спокойнее от этой новости бизнес-сообщество?

То главное преступление, за которое или в сочетании с которым предприниматели пополняют армию российских заключенных, – мошенничество – в законопроекте не указано. Хотя за него судят вчетверо чаще, чем за все экономические преступления, вместе взятые. При этом обвинительные приговоры (более 15 000) звучали в 10 раз чаще, чем оправдательные.

Но и по подпавшим под льготу статьям из числа наиболее используемых, таких как отмывание денег или контрабанда, смогут арестовывать, поскольку льгота не распространяется на «групповые» составы (если махинации совершал не один, а вместе с компаньоном или бухгалтером). Чем, вероятно, и будут пользоваться милицейские следователи: если не смогут «выявить» мошенничество – найдут сообщников.

Бизнес не аплодирует поправкам в УК, потому что чувствует: получится так же, как с налоговыми льготами для модернизаторов. Льгот много, а не работают, признают в Кремле. Почему – понятно: чиновники руководствуются какими угодно мотивами, но только не желанием оставить бизнесу деньги на развитие. То же с милицией и судьями: облегчение участи подследственного предпринимателя прямо противоречит их реальным интересам. Да и интересам тех, кто этот закон придумал, иначе бы он не получился таким выхолощенным.