"Агенты модернизации" провалили работу

Масштабный аудит деятельности госкорпораций закончился приговором: к 2015 г. не останется ни одной. Правительственный план их реформирования предусматривает ликвидацию или акционирование большинства госкорпораций – «Роснано», к примеру, в нынешней форме не доживет даже до нового года (подробности читайте на стр. 03).

Тот факт, что госкорпорации будут преобразованы в акционерные общества, скорее хорошая новость. После акционирования они по крайней мере будут подчиняться правилам корпоративного управления, станут более прозрачными. Ведь главная претензия к госкорпорациям – их неподконтрольность. Они сочетают в себе признаки государственных учреждений и коммерческих компаний. Госкорпорации не могут быть признаны банкротами, налоговики не имеют права заниматься проверкой их деятельности, отчитываются они лишь перед президентом России. И каждая работает на особых условиях, продиктованных интересами лоббистских групп.

Результаты бесконтрольности госкорпораций были вполне предсказуемы: проверка, которую в конце прошлого года проводила Генпрокуратура вместе с контрольным управлением президента, выявила массу финансовых нарушений. Возбуждено 22 уголовных дела. Особенно, по словам генпрокурора, «отличились» предприятия, подведомственные «Ростехнологиям». Миллиарды, выделенные госкорпорациям, пошли совсем не на то, на что планировалось: например, госкорпорация «Роснано» из переведенных ей в ноябре 2007 г. 130 млрд руб. на 1 июля 2009 г. освоила всего 10 млрд руб., половина из которых ушла на обеспечение ее текущей деятельности.

Заметим, что разрекламированная Кремлем проверка госкорпораций не привела ни к расследованиям, ни к кадровым перестановкам. Нарушители – на своих местах, продолжают делать то, что делали. Удастся ли благодаря акционированию прекратить разворовывание государственных денег и заставить госкорпорации выполнять поставленные задачи?

При создании госкорпораций предполагалось, что они смогут обеспечить прорыв благодаря тому, что на них не распространяются ограничения бюджетной системы. Но после акционирования госкорпорации лишатся конкурентных преимуществ, которые им дает статус некоммерческих организаций. Бюджетный кодекс не позволяет АО быть распорядителем бюджетных средств. Поэтому, если они снова захотят денег от государства (а, например, на реструктуризацию долгов вошедших в состав «Ростехнологий» предприятий глава госкорпорации Сергей Чемезов просит у правительства более $7 млрд в виде денежных средств и госгарантий), им вначале придется прогнать деньги через «законных» бюджетополучателей.

К тому же АО не может просто так взять деньги из бюджета – закон требует, чтобы ему платили за что-то. Не секрет, что сейчас роль «Ростехнологий» свелась к перекачке госпомощи из бюджета нуждающимся предприятиям. Акционирование сильно помешает этой деятельности. Возможно, по этой причине «Ростехнологии» предполагается акционировать позже остальных, только в 2014 г.

В случае ВЭБа вопрос быстрой и беспрепятственной перекачки бюджетных денег встает еще более остро, чем в случае «Ростехнологий», – ведь он работает экстренным кошельком правительства. На протяжении всей своей истории ВЭБ (сейчас – Банк развития) выполняет особые поручения кабинета министров. Каждый раз настолько особые, что предусмотреть их заранее не мог бы никто. Например, с конца 2008 г. банк занимается спасением из долговой ямы крупного бизнеса, на что государство выделило ресурсы, почти в 10 раз превосходящие те, которыми банк располагал для осуществления основной деятельности (инвестиции для повышения конкурентоспособности экономики).

Поэтому акционирование госкорпораций будет непростым. Государству придется пересмотреть не только форму существования отечественных чеболей, но и их функции. Потому что выполнять нынешние функции в форме АО у них не получится. А к решению своей главной задачи (быть двигателями модернизации страны) они так и не приступили. Начнут ли они это делать, превратившись в АО, – большой вопрос. Который предстоит решить правительству, выработав новые правила игры для «агентов модернизации».