От редакции: Машина для инноваций

Россию часто критикуют за слишком назойливое вмешательство государства в экономику. Но почему бы не воспользоваться этим влиянием в созидательных целях? Государственная машина тем и хороша, что позволяет вводить позитивные новшества административно-командным путем. Не нужно придумывать сложную систему экономических стимулов: учитывая масштабы присутствия государства в экономике, можно через требования к госзакупкам создать спрос, скажем, на высокотехнологичную продукцию. Чем не двигатель модернизации?

В нашей стране на бюджет приходится 51% инвестиций в основной капитал. Через систему государственного заказа ежегодно закупается товаров и услуг примерно на 5 трлн руб. – это 12,8% ВВП. Причем правилам закона о госзакупках подчиняются не только бюджетные учреждения, но и компании с государственным участием. А это львиная доля экономики. Госкомпании добывают 90% газа и 43% нефти в стране, производят 30% автомобилей. Авиастроительный бизнес на 90% под контролем госкомпаний. Полностью государственной остается и атомная энергетика. Все они ежегодно тратят десятки миллиардов рублей на покупку оборудования, различных устройств и материалов.

Поэтому, если изменить требования к товарам и услугам, которые закупают госкомпании и госучреждения, можно серьезно повлиять на технологическое обновление промышленности. К примеру, сейчас решающим фактором для размещения госзаказа является цена (чем ниже, тем больше шансов на победу). Тем самым высокотехнологичная продукция заведомо отсекается, поскольку проигрывает по цене (она дороже). Зато стоимость владения инновационным оборудованием может быть в разы ниже – благодаря этому экономия на обслуживании может перевесить выгоду от низкой цены. Но стоимость использования оборудования при госзакупках во внимание вообще не принимается.

И это лишь один пример, доказывающий, что государственные закупки могут стать двигателем модернизации.