Банк друзей Путина метит в десятку

О влиятельности совладельцев, а также бывших и нынешних топ-менеджеров питерского банка «Россия», многие из которых – давние знакомые Владимира Путина, ходят легенды. Банк и его структуры обзаводятся весьма интересными активами. Именно к «России» перешло 51% акций основного страховщика «Газпрома» – компании «Согаз». Подконтрольная «России» компания «Лидер» управляет активами пенсионного фонда монополии – «Газфонда», в том числе и контрольным пакетом основного расчетного банка концерна – Газпромбанка. Теперь пришел черед Газэнергопромбанка. Это последняя кредитная организация, в которой у структур «Газпрома» (в данном случае «Межрегионгаза») контрольный пакет. И она приросла с начала кризиса за счет Собинбанка, который не смог рассчитаться по долгам. Планировал «Межрегионгаз» стать владельцем и банка «Союз», однако потраченный на 75% акций 1 млн руб. ему пришлось списать в убыток – Центробанк уменьшил капитал «Союза» до 1 руб., а 50% минус 1 акция, а затем и большая доля вскоре должны достаться страховой компании «Ингосстрах» Олега Дерипаски, который таким образом восстановит контроль.

Банк «Россия» может присоединить к себе Газэнергопромбанк, объявила Федеральная антимонопольная служба, тем самым впервые официально подтвердив наличие таких планов. Оба этих банка в рэнкинге «Интерфакс-ЦЭА» по активам занимают места в четвертой десятке, однако к рядовым участникам рынка отнюдь не относятся.

С учетом Собинбанка даже без «Союза» объединенный банк уже вплотную приблизится к десятке крупнейших по активам. А среди частных банков с российскими владельцами (т. е. без учета банков с госучастием и иностранных «дочек») и вовсе может попасть в топ-5. Живых денег «Межрегионгаз» от акционеров «России» скорее всего не получит: речь идет об обмене акций Газэнергопромбанка на долю в укрупненной «России», которая будет оцениваться с учетом всех сопутствующих активов (в том числе и «Национальной медиагруппы»). При такой оценке «Межрегионгазу» достанется существенно меньше, чем 50%. Но и продажи этой доли на открытом рынке ждать не приходится: сторонний инвестор не решится входить в капитал такого банка, как показал опыт продажи принадлежавших государству 2,9% акций «России» в 2006 г.