ФЦП сокращают, вопреки логике модернизации

В следующем году нас ждет радикальный секвестр бюджетных расходов, по масштабу сопоставимый с отменой нефинансируемых мандатов в 2005 г. Тогда правительство отказалось продолжать делать вид, что оно богатое, и отменило социальные льготы, на которые в казне не было денег. Теперь та же операция ждет федеральные целевые программы. В рамках действующих 53 ФЦП утверждено проектов на 2,9 трлн руб., но в бюджете есть только треть необходимых денег. Остальное, видимо, пойдет под сокращение (см. статью на стр. 1).

То, что предлагает сделать Минфин, – честная и стратегически правильная идея. Даже со всеми ошибками отмена нефинансируемых мандатов пять лет назад сильно разгрузила бюджет, позволив России в числе прочего погасить огромный внешний долг. Жить по средствам – трудная стратегия. Антипример Греции показывает, что бывает, когда живешь на широкую ногу, не глядя в кошелек.

Вопрос только в том, почему секвестр бюджета решено начать именно с федеральных целевых программ. Ведь ФЦП задуманы как инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства. Через ФЦП идут все госинвестиции, эти программы (по крайней мере, теоретически) сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных проектов правительства, направленных на решение системных проблем страны.

До сих пор количество ФЦП и объемы их финансирования устойчиво росли. Лишь в кризисном 2009 году фактическое финансирование ФЦП осталось на уровне 2008 г.

Начиная урезание расходов именно с ФЦП, правительство действует крайне непоследовательно. Программно-целевой подход, который реализован в ФЦП, считается во всем мире наиболее прогрессивным с точки зрения повышения эффективности госрасходов. Именно по этой причине по замыслу бюджетной реформы (кстати, предложенной все тем же Минфином) к 2012 г. большая часть госрасходов должна быть переведена в форму целевых программ. О бюджетной реформе было объявлено две недели назад. Теперь те же люди предлагают урезать на две трети действующие целевые программы. Где логика?

Грядущий секвестр ФЦП не очень сочетается и с планами модернизационного рывка, о котором так много говорят власти.

Буквально несколько дней назад премьер Владимир Путин провел первое заседание своей только что созданной комиссии по инновациям и высоким технологиям, где решено за два года потратить на модернизацию 640 млрд руб. именно в рамках ФЦП. Или это означает, что все оставшиеся после секвестра деньги (около 800 млрд руб.) пойдут исключительно на инновационные ФЦП?

Спору нет – ФЦП хороши только в принципе, а в условиях России функционируют со скрипом, справедливо считаясь черной дырой, в которой массово исчезают государственные деньги. Например, по данным проверки Счетной палаты, из 1396 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2009 г., введены в эксплуатацию только 18 объектов, или 1,3%. Будем надеяться, что под сокращение пойдут именно неэффективные программы, а в рамках конкретных программ – наиболее непрозрачные и малопонятные расходы.

Но скорее всего чиновники, ответственные за сокращение ФЦП, столкнутся с большим количеством практических проблем. В отличие от текущих социальных расходов, ФЦП – сложный проект, растянутый на годы. У одной программы может быть по два десятка госзаказчиков и еще больше подрядчиков, а рассчитана она бывает на срок до 10 лет. Каждая программа утверждается постановлением правительства и нередко сопровождается обязательствами со стороны внебюджетных источников – т. е. бизнеса. К примеру, запланировано строительство моста, параллельно с которым строится завод в расчете на этот мост. Под строительство завода сверстан бизнес-план и взят кредит в банке. Как теперь быть владельцу завода, который рассчитывал на строительство моста? Подобных вопросов множество. Хорошо бы семь раз отмерить, прежде чем отрезать.