Правила игры: Новые факультеты экономики

Хорошие новости: опубликованная на прошлой неделе на странице комментариев «Ведомостей» статья Льва Любимова («Страна непрофессионалов», 11.03.2010), одного из основателей Высшей школы экономики, привлекла огромное внимание. Десятки тысяч просмотров, несколько сотен комментариев на сайте и ссылки в более чем 30 блогах – очень высокие показатели. Почему интерес к статье, в которой говорится о крайне низком уровне высшего экономического образования в стране, – это хорошие новости? Потому что они свидетельствуют о существовании важнейшего движущего фактора – спроса на хорошее экономическое образование.

Спрос на качественное экономическое образование может привести к появлению современных факультетов экономики. Однако, как и в большинстве областей современного знания, качественное образование в области экономики возможно только там, где ведутся научные исследования. Собственно, именно необходимость иметь преподавателей, полноценно участвующих в научной жизни, заставляет страны строить собственные исследовательские университеты. Наука по определению не имеет национальных границ, но преподавать-то надо собственным гражданам!

В последние десятилетия многие страны – от Германии и Франции до Китая и Мексики – создали у себя современные исследовательские факультеты по экономике по образцу лучших факультетов в мире. Опыт Стокгольмской школы экономики, Европейского университета во Флоренции, Университета Помпеу Фабра в Барселоне, Тулузской школы экономики, экономических факультетов в Университете Циньхуа и Пекинском университете чрезвычайно важен в целом, но я бы хотел выделить один конкретный урок. А именно: процесс создания даже одного современного исследовательского факультета в одной конкретной области науки чрезвычайно долог и труден. Сейчас у нас в стране есть два вуза (РЭШ и ВШЭ), набирающих молодых профессоров – выпускников аспирантуры на международном рынке экономистов. Реалистично было бы рассчитывать на появление как минимум еще одного факультета экономики, готовящего магистров, до 2020 г. и двух-трех – до 2030 г.

В такой же срок (15–20 лет) можно планировать появление первых выпускников аспирантуры, которые были бы конкурентоспособны на мировом рынке. Сейчас у нас нет ни одной аспирантуры по экономике, выпускающей исследователей такого уровня, чтобы их могли регулярно нанимать другие вузы в мире. Проблема в том, что, даже если бы она существовала, не было бы спроса на ее выпускников. Ведущие университеты мира не занимаются «академическим имбридингом» – не нанимают выпускников собственных аспирантур в качестве профессоров. Поскольку российские факультеты экономики имбридингом как раз только и занимаются, то даже одна хорошая (скажем, входящая в топ-20 в Европе) аспирантура – слишком много сейчас для нашей страны.

Иными словами, в ближайшие 10 лет нужно не столько строить аспирантуры, сколько постепенно убеждать факультеты нанимать профессоров извне. Интерес-то к хорошему образованию есть.