Противники ограничения продаж алкоголя рассуждают как алкоголики

Бурная реакция россиян на любые новости, связанные с алкоголем, говорит о том, что россияне близко к сердцу принимают эту тему. Одни сами часто принимают, другие страдают от последствий, большинство тех и других считают «веселие пити» некоей объективной данностью, чертой русского характера. «Если государство ограничит время продажи алкоголя, мне будет неудобно, а ведь я не алкоголик» – примерно так можно кратко сформулировать логику большинства противников ограничения, предлагаемого правительством. Наркологи скажут, что такая логика характерна для алкоголиков и наркоманов.

«Мне будет неудобно, – рассуждают далее эти люди, – потому что я не смогу купить водки ночью, а на всех остальных (т.е. на настоящих алкоголиков) запрет все равно не подействует, потому что история показывает, что запреты не действуют». Расцветет теневой рынок, народ будет травиться суррогатами. Запад, где во многих странах действуют еще более жесткие ограничения, нам не указ: россияне незаконопослушны, а власть не в состоянии обеспечить контроль.

Аргументация предсказуема, стандартна и никак не связана с фактами. Статистика Госстата СССР, новейшие демографические исследования говорят: в результате антиалкогольной кампании Горбачева в 1985–1987 гг. резко упала смертность от отравлений алкоголем, от насилия и несчастных случаев, снизилась преступность, а продолжительность жизни мужчин выросла почти на два года.

Во многих российских регионах ограничения времени продажи алкоголя действуют уже несколько лет. Эффект вполне измерим: снижение количества преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения (в среднем на 24,5%), в ночное время (на 23,3%), совершаемых несовершеннолетними; снижение смертности от причин, связанных с алкоголем (от 11% до 34,7%) (данные взяты из материалов к самарскому областному законопроекту об ограничении продажи алкоголя, который принят в первом чтении в январе).

Оказывается, даже обладатели загадочной русской души вполне способны к рациональному социальному и экономическому поведению.