Соотечественников за рубежом станет меньше

Россия теперь будет спокойнее смотреть на соседей, а соседи будут меньше ее бояться. Хочется верить, что именно к такому результату приведет намерение правительства законодательно уточнить понятие «соотечественник». Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

Закон о соотечественниках за рубежом был принят в 1999 г. и подписан еще президентом Ельциным. В нем соотечественниками за рубежом считаются живущие за границей граждане России, а также бывшие граждане СССР, живущие в бывших советских республиках, эмигранты из России и СССР и потомки лиц, принадлежащих к любой из этих групп. Подтверждать свое «соотечество» они должны документами о гражданстве или проживании в прошлом на территории России (СССР), российское же государство должно выдавать им специальное свидетельство соотечественника.

Пункт о государственных свидетельствах так и не заработал, и его просто отменяют. Подтверждать происхождение документально теперь будет не нужно. Кроме граждан России соотечественниками будут считаться люди, «сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией, относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории страны». Но принадлежность к соотечественникам надо будет подкрепить «соответствующей общественной или профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации и развитию культуры России», укреплению дружественных отношений между странами и т. д.

То есть, с одной стороны, русским можешь ты не быть, лишь бы любил Россию. С другой – формулировка очень расплывчатая и, даже будучи «коренным русаком», ты не можешь быть уверен, что в МИД РФ тебя признают соотечественником. Обязанность отработать признание соотечественником выглядит несколько странно (непонятно, кто и как будет определять, отработал ли ты достаточно, – ФСБ, СВР?). Можно предположить, что таким образом российские чиновники хотят сократить число желающих получить от России помощь: закон о соотечественниках обещает им культурную, социальную и экономическую поддержку. Впрочем, в реальности далеко не во всех посольствах и консульствах России близко к сердцу принимают проблемы граждан России, не говоря уже об эмигрантах.

Число желающих получить помощь от России не так уж и велико, но и на них МИДу, как правило, не хватает денег, и в тех странах, где присутствует российский бизнес, финансирование программ связей с соотечественниками ложится на его плечи. Соотечественники зачастую ничего не знают о том, что они нужны России, – информации недостаточно. Разрекламированная программа переселения в Россию практически не работает, так как регионы не готовы принимать переселенцев.

Но на самом деле главный смысл новой не слишком удачной формулировки в законе – отказ от непомерно расширенного толкования понятия «соотечественник». Когда принимался закон и в течение 10 лет его действия Россия так или иначе считала пространство СНГ своей исключительной зоной влияния. В идеологию закона были заложены рудиментарные представления о возможности восстановления СССР. Понятие соотечественника политически тонкое, ведь мотив защиты его прав часто лежит в основе дипломатических, экономических или самых настоящих войн. Страны Балтии и некоторые государства СНГ не случайно боялись России – ведь она могла, по сути, назначить соотечественником любого жителя этих стран и начать бороться за его права. Истории конфликтов с Эстонией и Грузией хорошо известны.

В прошлом году был принят президентский законопроект, разрешающий использовать российские войска за рубежом, в том числе для защиты соотечественников. Более того, Совет Федерации разрешил президенту принимать соответствующие решения без санкции парламента. Так что, может, и хорошо, что соотечественников за рубежом теперь станет меньше.

Что же касается культурного влияния, то тут России еще работать и работать – прежде всего снижая бюрократизм государственной системы.