"Ситуация в Китае могла провоцировать другие страны на введение цензуры в интернете"

Основатель Google Сергей Брин объяснил жесткое отношение компании к условиям работы на китайском рынке.

Один из основателей компании Google, 36-летний Сергей Брин, объяснил в интервью газете The Wall Street Journal, почему он решил занять жесткую позицию по отношению к условиям работы на китайском рынке. По мере того как Олимпиада уходила в прошлое, китайские власти начали ужесточать цензуру в интернете, рассказывает бизнесмен.

"Мрачные правила ведения бизнеса в Китае стали еще мрачнее, – продолжает Брин. –Ситуация в Китае могла провоцировать и другие страны на введение собственных заградительных барьеров в интернете. Поэтому я рад, что мы решились на такой шаг". В начале января Google заявила, что намерена прекратить фильтровать результаты поиска на Google.cn.

Брин говорит, что получал все больше свидетельств репрессивных действий властей, которые вызывали в его памяти воспоминания о детстве в Советском Союзе. Именно память о тех событиях – неожиданных визитах милиции, дискриминации отца по национальному признаку – укрепили его во мнении, что пришло время отказаться от самоцензуры в китайском интернете.

По словам Сергея, он и его семья до сих пор возвращаются к воспоминаниям о своем решении уехать из СССР. Отец предпринимателя Михаил мечтал стать астрофизиком, но из-за дискриминации, действовавшей при приеме в советские вузы, смог поступить только на механико-математический факультет МГУ. Сейчас Михаил Брин является профессором математики в университете штата Мэриленд. Сергей, благодаря тому что вырос в США, смог реализовать "свои предпринимательские мечты".

С самого начала Сергей, а также главный юрист компании Дэвид Драммонд были настроены осторожно по поводу выхода на китайский рынок. Другой основатель компании Лари Пейдж и гендиректор Эрик Шмидт поддерживали идею соблюдения условий китайского правительства, оправдывая это решение тем, что возможности Google расширят доступ китайских пользователей к информации.

Практика самоцензуры была верным решением для того времени, подчеркивает Сергей Брин. "Мы в целом повысили планку", – говорит он. Но оговаривается, что продолжал сомневаться в правильности выбранной стратегии. Менеджмент все еще продолжал оценивать свои перспективы в Китае, когда выяснилось, что против Google в конце 2009 г. была проведена кибератака. У компании были данные, указывавшие на то, что целью атаки был взлом электронной почты китайских гражданских активистов. В этот момент Брин понял, что с него хватит. "Видимо, это и был порог дискомфорта, – говорит Сергей. – Сейчас очевидно, что мы как компания эту точку прошли".