Российская демографическая политика остается непоследовательной

Слово «демография» было очень популярно у Владимира Путина – 2006 и Дмитрия Медведева – 2008. Но сейчас оно не так часто звучит. Похоже, что «демографию» уже успела сменить «модернизация», которая, в свою очередь, только что уступила место «инновациям».

Во второй половине 2000-х гг. российские власти обратили серьезное внимание на тяжелую демографическую ситуацию в стране. Был принят ряд решений, призванных улучшить положение и подкрепленных финансированием и пропагандой, демографические вопросы заняли достойное место в социально-экономической политике. Все это дало некоторый эффект, однако небольшой и не совсем тот, на который власти рассчитывали. В ближайшем будущем Россию ждет увеличение естественной убыли населения и неясная ситуация с миграцией.

Доклад о социальном и демографическом развитии России за 15 лет, подготовленный ведущими экспертами страны под эгидой UNFPA (Фонд ООН в области народонаселения), показывает, что политика в этой области остается непоследовательной и не всегда компетентной. Начиная практически с момента распада СССР авторы выделяют три этапа в социально-демографической политике. В первой половине 1990-х гг. в России начался демографический кризис, на фоне снижения рождаемости резко выросла смертность. Специальных мер по преодолению кризиса правительство не принимало, что объяснялось экономическим кризисом, появлением новых рыночных отношений и институтов, с которыми надо было еще понять, что делать. Трудности пытались компенсировать традиционным для индустриального общества группам: пенсионерам, инвалидам, безработным. На втором этапе – 1995–2005 гг. – социальные вопросы стали рассматриваться как фактор экономического развития, появилось новое трудовое законодательство, началась пенсионная реформа. Но в то же время ухудшилось качество демографической статистики, поддержка семей с детьми сокращалась, из-за изменения форм семейных отношений из поля зрения государства выпадала все большая доля семей. Третий этап – с 2005 г. – характеризуется усилением внимания верховной власти к демографии. Монетизация льгот, национальные проекты, «демографическое» послание президента 2006 г., впервые продекларировавшее мощную поддержку рождаемости, некоторая либерализация миграционного законодательства.

Эксперты видят эффект от демографических мер 2006–2007 гг. (самая знаменитая из которых – материнский капитал): рождаемость повысилась в 2007–2008 гг. Впрочем, произошло это на фоне восходящей с конца 1990-х гг. тенденции. Тенденция эта определялась экономическим ростом и ростом благосостояния. Как скажется на ней экономический кризис, пока не ясно – прежде всего потому, что нет ежегодных опросов по планированию семьи.

Единовременные финансовые выплаты скорее являются мерой улучшения благосостояния семей, но не стимулом к увеличению числа рождений. С рождением второго ребенка риск бедности для семьи возрастает. Риск бедности у полной семьи с двумя детьми в России в два раза выше, чем среди всего населения, и это соотношение не меняется за весь период после распада СССР.

Россия по-прежнему находится в процессе устойчивой депопуляции. Дискуссия об ограничении или стимулировании иммиграции идет в то время, как иммиграция лишь наполовину компенсирует естественную убыль населения. Репродуктивному здоровью уделяется очень мало внимания, дискуссия об абортах носит морально-этический характер, в то время как сами аборты делаются дедовскими методами, на тему планирования семьи ни разу не высказался ни один политик. Национальные проекты стали набором простых и мало связанных друг с другом мер – они улучшили ситуацию там, где было совсем плохо. Проблемы бедности, сиротства, заболеваемости ВИЧ/СПИД, пространственного распределения населения становятся все насущнее.

Демографическая ситуация ставит все новые сложные вызовы, которые надо вовремя учитывать в построении комплексной и долгосрочной политики. Наша демографическая политика пока что сильно отстает от этих вызовов.