"Газпром" вытесняют с рынка

На дно Балтийского моря уложены первые трубы газопровода «Северный поток». Через него российский газ с 2013 г. будет поставляться в Европу, минуя Украину. «Северный поток» не раз критиковали за его раздутую стоимость и неясные перспективы заполнения: законтрактованные объемы поставок газа в Европу соответствуют мощностям уже действующих газопроводов, поэтому новая труба нужна исключительно по политическим причинам. Теперь у его противников появился еще один аргумент: прошлый год показал, что российский газ может оказаться не нужен Европе.

В мировой газовой отрасли происходят перемены, которые «Газпром» пока игнорирует. Речь идет об удешевлении добычи сланцевого газа, который содержится внутри скальных пород. В США, где научились добывать сланцевый газ по себестоимости $99 за 1000 куб. м, за три года добыча выросла до 51 млрд куб. м (15% внутреннего потребления). Что позволило США в прошлом году вдвое урезать импорт сжиженного природного газа (СПГ).

С себестоимостью добычи сланцевого газа пока нет ясности – она может быть и более высокой, учитывая скорость истощения скважин и резко отличные от обычной добычи условия бурения. Но CERAWeek ожидает, что к 2035 г. доля сланцевого газа в добыче США достигнет 50%, а импорт будет резко снижаться. В частности, американскому рынку не понадобится газ с обширного Штокмановского месторождения, разработку которого «Газпрому» пришлось заморозить (себестоимость добычи там оценивается в $270 за 1000 куб. м). Отложена и разработка гигантского Бованенковского месторождения.

Аналогичная судьба ждет европейский рынок. На территории Европы располагаются запасы сланцевого газа объемом 16 трлн куб. м. В сланцевый бум уже включились Германия, Франция, Венгрия и Польша, где самые большие запасы сланцевого газа. Эта страна может стать крупнейшей газодобывающей державой в Европе.

Кстати, не востребованный в США сжиженный газ поставщики поспешили направить в Европу, сильно потеснив «Газпром». Российский газовый экспорт в Европу в прошлом году упал на 11,4%, а наша доля на европейском рынке уменьшилась с 25% до 22%. Зато все остальные нарастили объемы: в целом импорт СПГ в Европу вырос на 22%, а поставки из Катара вообще удвоились. Неудивительно: Катар продавал газ по цене $70–90 за 1000 куб. м, а «Газпром» – по $260–300.

Это еще одно важное изменение прошлого года. Оказалось, что система долгосрочных контрактов, по которым традиционно продается российский газ, устарела. Кризис подтолкнул европейцев к биржевой торговле, где цены на 25% ниже, чем привязанные к нефти контрактные цены «Газпрома». В результате на спотовом рынке оборот в 2009 г. вырос на 43%. Сейчас через биржи продается 17% европейского потребления газа, а по уже существующим контрактам take or pay существенно смягчаются условия. Усиление конкуренции подвигло «Газпром» не выставлять претензии за неотбор газа по контрактам take or pay, а 15% поставок в Европу осуществлять по спотовым ценам.

Главный ответ «Газпрома» на вызовы новой рыночной ситуации – повышение внутренних цен. В 2009 г. они выросли на 46% и «Газпром» впервые получил прибыль от внутренних продаж – 70 млрд руб. К 2011 г. правительство обещало сделать равнодоходной продажу газа на внутреннем и внешних рынках, но потом переход отложили. Неудачи 2009 г. заставили «Газпром» активизировать попытки ввести равнодоходные цены – иначе не получится освоить многомиллиардную программу строительства ненужных газопроводов.

Если мечты «Газпрома» сбудутся, российской промышленности не поздоровится: почти все тепловые электростанции в европейской части России работают на газе и около двух третей их затрат приходится на топливо, поэтому вслед за газом нас ждет взлет цен на электроэнергию. С учетом российских расходов энергии на единицу продукции конкурентоспособность отечественного бизнеса будет окончательно подорвана. А рост тарифов ЖКХ на 25–200% (как в этом году) покажется сказочно низким.