Отчет прокуратуры как рейтинг аппетитов чиновников

В 2009 г. Генпрокуратура стала своеобразным фильтром для контролеров. Поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» поручили прокурорам надзирать за правомерностью проверок бизнеса различными госструктурами. Вчера Генпрокуратура отрапортовала о своей борьбе за права малого и среднего бизнеса. Ее отчет – своеобразный рейтинг аппетитов чиновников и ведомств.

Прокуроры получили 37 700 просьб о проведении внеплановых выездных проверок малого и среднего бизнеса и отклонили половину попыток «кошмарить бизнес». Чаще всех на внезапных визитах настаивали органы Роспотребнадзора, МЧС, Россельхознадзора, Росприроднадзора и Ростехнадзора. Прокуроры на местах не разрешили 60% таких проверок. Как уверяет официальное сообщение, это существенно снизило административное давление на бизнес.

Однако бизнес не всегда ощущает поддержку надзорных органов. Проверок стало меньше, но контролеры стали более придирчивыми, отмечают бизнесмены. Ведомства часто не реагируют на прокурорские представления и редко привлекают к ответственности бюрократов, нарушавших закон. Прокуроры выявили более 27 000 нарушений в ходе плановых проверок, но дисциплинарные взыскания получили немногим более 3000 чиновников, уголовные дела возбудили против 13. Кроме того, практически не снижалась активность правоохранительных органов. Число уголовных дел по обвинению в экономических преступлениях уменьшилось незначительно. Вследствие этого многие менеджеры и бухгалтеры по-прежнему тратят до 20% своего рабочего времени на общение с проверяющими, компании сохраняют в штате специальных сотрудников для работы с госорганами.

В декабре 2009 г. – январе 2010 г. региональные, транспортные и природоохранные прокуратуры опубликовали график проверок контролирующих инстанций в частных компаниях. Важно не только соблюдение этого графика. Предприниматели отмечают необходимость поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, которые запретят изъятие оргтехники, товаров и документов, не имеющих отношения к уголовному делу.