Федеральный бюджет столкнется с долгами регионов

В 2010 год российский бюджет вступил на фоне двух противоречивых трендов: благоприятная внешняя конъюнктура (цена на нефть) и рост дефицита бюджета при росте социальных расходов. Пока что главным ее содержанием остается поиск (на федеральном уровне) баланса между уверенностью политиков в том, что денег как-нибудь хватит, и стремлением Министерства финансов деньги поберечь.

Но в ближайшие два года российское правительство столкнется с усложнением проблемы. Дело в том, что региональные бюджеты накопили уже значительный суммарный долг, долговая нагрузка еще увеличится, а также вырастут риски рефинансирования – особенно если федеральный бюджет сократит поддержку регионов.

По оценке S&P, за 2009 г. совокупный долг регионов вырос на 55%. В 2010 г. он вырастет еще примерно на 33% и приблизится к 1,2 трлн руб. В том числе краткосрочный долг к 2011 г. достигнет 400 млрд руб. и почти удвоится по сравнению с 2008 г. По данным Независимого института социальной политики, в трети регионов задолженность превышает 30% собственных доходов бюджета. Наиболее отличилась в прошлом году Московская область – 64% доходов.

Возможности рефинансирования узки. Большинство регионов не имеют права на внешние заимствования (впрочем, при нынешнем уровне долга многие и не могли бы рассчитывать на хорошие условия займов), а внутренний рынок предлагает краткосрочные и дорогие кредиты. Долги надо отдавать из собственных доходов, а они резко упали в кризис. Доходная база региональных бюджетов и до кризиса была невелика, поскольку налоговые доходы постепенно перераспределялись в пользу центра.

В кризис федеральный бюджет вынужден был увеличить помощь регионам: за 2009 г. трансферты выросли на 34%, регионы также получили льготные бюджетные кредиты от центра. Но за счет этих денег отдавать другие кредиты нельзя, можно постараться реструктурировать свои расходы. Часть регионов ответственно отнеслись к этому, в других, наоборот, расходы росли. При том что регионы финансово сильно зависят от центра, качество управления финансами остается низким. Возможность обратного перераспределения налогов в пользу регионов во время кризиса зависит от плохо просчитываемых политических рисков.

В этом году центр обещает сократить трансферты на 20%. Но у регионов остается надежда на «ручной режим» принятия решений о дотациях.