Скандал с Goldman Sachs приведет к минимальной реформе

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обвинила Goldman Sachs в мошенничестве при операциях с деривативами и подала иск в Федеральный суд Манхэттена. По версии SEC, перед кризисом хедж-фонд Джона Полсона выбирал активы для выпускаемых банком производных бумаг, а затем играл на их понижение. Другие инвесторы об этом не знали. Полсон заработал, а инвесторы потеряли $1 млрд. SEC пообещала также проверить похожие сделки в других банках, среди кандидатов называют Deutsche Bank, UBS, Merrill Lynch. К американскому регулятору обещали подключиться британский FSA и германский BaFin.

После информации о подаче иска акции GS упали на 12%, дешевели и акции других акул Уолл-стрит, подорожал доллар. Финансовый рынок замер в ожидании дальнейших действий регуляторов. Вопрос стоит так: будет ли атака на GS небольшой показательной поркой, которая закончится небольшими штрафами, или же государство пойдет до конца, т. е. постарается обнаружить и наказать всех виновных. В первом случае рынкам ничего не угрожает, во втором мир ожидает серьезное рынкотрясение.

Уместно вспомнить аналогию из начала 2000-х: тогда после краха доткомов ряд банков – Citigroup, Merrill Lynch, Credit Suisse First Boston, Goldman Sachs – обвинялся в обмане инвесторов путем публикации завышенных оценок акций компаний-клиентов их инвестиционных подразделений. Вина и объем ущерба были разные, кое-кто из руководителей мог надолго сесть в тюрьму. Но в итоге генеральный прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер вместе с SEC пошли на урегулирование дела за общий штраф в сумме почти $1,5 млрд, а также отчисления на создание независимых аналитических фирм и образование инвесторов. После этого SEC ужесточила правила работы на рынке, что не помешало через пять лет наступить новому кризису, а миру узнать о новых (и явно еще не всех) масштабных злоупотреблениях на финансовом рынке.

Скандал с Goldman Sachs сыграет на руку Бараку Обаме и его реформе финансового сектора, которой еще предстоит получить одобрение сената. Удачной ли будет реформа – другой вопрос.

Но есть глубинная проблема. Мы наблюдаем очередную иллюстрацию принципа too big to fai: восстановление рынков, продолжавшееся последние полгода на старой нереформированной платформе, зависит от существования нескольких гигантов, как бы они себя ни вели.