У членов гражданского общества есть имена

Поиски российского гражданского общества все чаще приводят в интернет. Здесь уже давно собираются подписи, организуются акции и идет активное обсуждение политики. Независимые информационные ресурсы и форумы вышли далеко за пределы не только Садового кольца, но и крупных городов. Сегодня даже те, что считает независимые СМИ в России окончательно задушенными властями, вынуждены признать наличие свободы слова в сети.

Не в силах прекратить поток непривычной для них критики интернет-пользователей, власти на местах предпочитают либо не замечать интернет-активистов, либо дезавуировать их. Так, недавно заместитель прокурора Бердска Василий Калиниченко, говоря о сайте местной независимой газеты «Курьер. Среда. Бердск», назвал ее гражданских журналистов «обществом анонимов». «Всё, на что хватает их мужества – это «закошмарить» любого видного человека, но анонимно. Эти люди – не общество, тем более не гражданское. Мне этих людей жалко. Они не понимают, насколько они жалкие».

Заместитель бердского прокурора далеко не первый российский чиновник, продемонстрировавший полное непонимание принципов общения людей в интернете. Помнится, депутат Алкснис, столкнувшись с критикой посетителей своего блога, объявил себя «госслужащим категории А» и пригрозил подать в суд на обидчиков, после чего был высмеян сотнями юзеров и фактически объявлен ими персоной нон грата в сети.

«Подходить к виртуальному миру с позиции мира реального – все равно что оценить качество художественной книги, пробуя страницы на вкус», – ответила на заявление Калиниченко одна из посетительниц сайта «Курьер. Среда. Бердск». Другие пользователи начали представляться, доказывая, что они не анонимы, а реальные люди. А самые активные еще до заявления Калиниченко согласились на видеокамеру назвать свои имена и род занятий и объяснить, что заставляет не только комментировать статьи журналистов, но и сообщать свои новости, выступать с предложениями и участвовать в акциях.

За последний год на счету обитателей сайта бердской газеты несколько удачных примеров организации совместных действий в защиту собственных прав. Самые яркие – общественный контроль за ремонтом городских дорог, а также публикация прозрачной очереди в городские детские сады.

Но одно дело – игнорировать активистов, другое – публично называть их жалкими. Трудно представить лучшую помощь в организации гражданского общества, чем открытый вызов его членам: «Вас не существует!»

Полтора года назад в другом небольшом российском городе – Краснотурьинске действующий тогда мэр обвинил газету, печатавшую критические по отношению к власти письма читателей, в том, что все они выдуманные и написаны самой редакцией. В ответ редактор в статье «Мэр не верит, что вы существуете» призвала авторов позвонить в мэрию и представиться. Дозвониться удалось не всем – слишком много было желающих доказать властям свое существование. А спустя неделю в городе прошли выборы, которые этот мэр, несмотря на поддержку административного ресурса и «Единой России», с треском проиграл.