Виктор Вексельберг реализует мечту социалистов-утопистов с помощью госкапитализма

Сколково получит отдельную строку в бюджете, особый правовой режим, подчиняющиеся напрямую головной структуре специальные подразделения органов МВД, ФМС, ФНС, МЧС, Роспотребнадзора (см. статью «Налоги отменяются», «Ведомости» от 21.04.2010). Участники проекта получат беспрецедентные налоговые и таможенные льготы. Местного самоуправления в городе не будет – всем будет управлять фонд с Виктором Вексельбергом во главе. Руководители проекта мечтают, что и милиция в Сколкове будет «немного другой, чем во всей стране».

Дивный город. Не велики в нем домы, и не роскошны снаружи. Но сколько в нем чудных храмов! <...> И как прекрасен народ, толпящийся на площадях, на улицах: каждый из этих юношей, каждая из этих молодых женщин и девушек могли бы служить моделью для статуи. Деятельный, живой, веселый народ, народ, вся жизнь которого светла и изящна <...> Все они – счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения, – счастливцы, счастливцы!»

«...Люди должны соединиться в фаланги, по 1600–1800 человек в каждой, чтобы, исключив детей и стариков, получить около 810 способных работать человек в соответствии с 810 различными характерами. Каждая фаланга устроится на своей площади земли в размере приблизительно одной квадратной мили. В центре участка будет выстроено великолепное жилище (фаланстер), с роскошными залами для читален, концертов и балов, с обширными аудиториями для публичных лекций, с зимними садами, стеклянными галереями, с обсерваторией, телеграфом, паропроводом и т. д.».

«Цыплят они выращивают в беспредельном количестве, с изумительным уменьем. Они не подкладывают под курицу яиц, но согревают большое количество их равномерной теплотою и таким образом оживляют и выращивают. Едва лишь цыплята вылупятся из скорлупы, как уже бегают за людьми, словно за матками, и признают их...»

Николай Чернышевский, Шарль Фурье, сэр Томас Мор и авторы других утопий могли только мечтать о воплощении своих идей. Их практические последователи – создатели коммун в США или Франции XIX в., в России и Израиле XX в. – столкнулись с сильным сопротивлением материала: сопротивлением участников, несоответствием экономических и политических условий высокому идеалу и проч. Относительно успешным можно назвать движение кибуцев – сельскохозяйственных производственных товариществ в Израиле.

Но создать идеальное общество в миниатюре, вырастить нового человека в условиях отдельно взятой огороженной территории все-таки пока никому не удалось. Может быть, все дело в ресурсах и условиях? Ведь коммуны полагались только на свой труд и самоуправление. А вот если бы у них было щедрое финансирование и право менять законы окружающего государства, как в Сколкове, то все бы получилось?

Сколково станет исключением из российских правил. Здесь возможны два толкования: плохи российские правила жизни вообще – или плохи лишь правила для развития инноваций. Если допустить первое, то Сколково будет полигоном для совершенствования институтов во всей стране. Но ни о чем подобном пока речи не идет. Страна на правильном пути, как следует из отчета председателя правительства перед Думой. Так что пока приходится предполагать второе, а именно то, что российская милиция, бюрократия и местное самоуправление плохи не вообще, а только для развития инноваций. Они хороши для чего-то другого и потому будут сохранены. Для того чтобы власть могла реализовать свой замысел инновационной коммуны, она должна прежними способами контролировать ренту и население. Исключение будет подтверждать правило, как и положено.

Потом, в светлом будущем, когда инноград заработает на полную мощность, наконец будут произведены такие инновации, которые мгновенно сделают счастливыми и сытыми всех россиян. А из Сколкова выйдет новая генерация людей. Почему нет? Критиковать легко. И кто сказал, что если ни у кого не получалось, то и в Сколкове не получится? Что-нибудь точно получится.