Российская система поддержки одаренных детей ориентирована прежде всего на суперзвезд

Главная надежда любой страны – одаренные дети. Однако дело не только в числе вундеркиндов. Чтобы они не затерялись по пути во взрослую жизнь и стали гениальными изобретателями, художниками и менеджерами, необходима система, которая будет выявлять одаренных детей, развивать, поддерживать и направлять юные таланты. Недостаточно бережное и внимательное отношение к ним – национальная проблема, которая, к счастью, осознается в высших эшелонах власти. Вчера Дмитрий Медведев заявил, что в России работают лишь отдельные элементы системы поддержки одаренных детей – льготы при поступлении в вузы, интернаты для будущих гениев, увеличенные стипендии для победителей предметных олимпиад и конкурсов. «У нас нет самого главного – того, что было создано в других странах за последние годы: а именно общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодежи», – сказал президент.

Важно отметить, что систему подготовки талантов не придется создавать на пустом месте. Ситуация в отечественных школах не так трагична, как иногда кажется, а талантливых детей по-прежнему много. По данным международного теста на качество чтения и понимание текста (PIRLS), проведенного в 2006 г. среди 215 000 школьников из 40 стран, российские ученики 4-го класса заняли 1-е место (в 2001 г. – 12-е из 35 участников). По данным теста, в ходе которого участники отвечают на вопросы по биологии и решают математические задачи (The Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS), наши младшие школьники заняли в 2007 г. 6-е место по математике и 5-е – по природоведению. Вне конкуренции ученики из Южной Кореи, Гонконга, Сингапура и Тайваня. Российские старшеклассники неплохо выступают на международных соревнованиях по школьным дисциплинам. В частности, в 2008–2009 гг. они опередили своих сверстников на олимпиаде по математике, решив сложнейшие задачи. В химии и информатике с российскими вундеркиндами смогли соперничать только китайцы. Юные физики заняли 5-е место, географы – 8-е. Относительно неудачно, не попав в десятку лучших, выступили только юные биологи.

Однако не стоит обольщаться. Обилие вундеркиндов и педагогов-энтузиастов, способных выводить их на мировой уровень, должно рождать не только победы на школьных и студенческих олимпиадах, но и открытия в лабораториях.

По мнению экспертов, отечественная система поддержки одаренных детей ориентирована прежде всего на суперзвезд, которых отправляют учиться в интернаты при элитных вузах. Юные дарования меньшего масштаба или таланты, уступившие своим сверстникам из-за несобранности, часто остаются невостребованными. Плюсы массовой селекционной кампании и качественной подготовки в специальных интернатах при лучших вузах страны нередко нивелируются чрезмерно жесткой отбраковкой тех, кто из-за волнения или невнимательности не прошел отбор. Клеймо неудачника сломало немало судеб.

В России с ее громадной территорией нужна разветвленная сеть кружков и секций по месту жительства, например по типу британской. В 1997 г. в Великобритании был принят специальный закон о внешкольном образовании. По нему познавательные учреждения получили льготы по аренде и коммунальным услугам вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Фонды и некоммерческие организации, занимающиеся образованием детей и подростков или спонсирующие эти виды деятельности, имеют значительные налоговые льготы. Это позволяет поддерживать невысокие цены на занятия для большинства и даже делать их бесплатными для малоимущих.

Вероятно, в отдаленных регионах и мелких населенных пунктах трудно повсеместно содержать биологические, физические и математические кружки. Здесь нашей стране может помочь опыт Франции и Нидерландов, где для детей и подростков работают передвижные научные и познавательные лаборатории, установленные в автобусах и просторных трейлерах.