Местечковый креатив и забота о ветеранах

Накануне Дня Победы государство вспоминает о ветеранах: на время праздника они получают право на бесплатные телефонные переговоры, поездки, посещение врачей. К празднику приурочиваются торжественные вселения в новые квартиры (не все еще ветераны обеспечены качественным жильем), местные администрации проводят концертные вечера, бизнес скидывается на подарки. Дню Победы посвящаются конкурсы детского творчества, Венский бал и мотокросс, автопробеги и футбольные матчи, легкоатлетические соревнования и реклама продуктов.

Власти Набережных Челнов обязали городской бизнес украсить свои билборды государственными символами в честь Дня Победы. В результате изображения шуб, автомобилей, косметики и мясного фарша оказались обвязанными георгиевскими ленточками с прикрепленным на них символом Вечного огня. В «Лужниках» по благословению патриарха Кирилла прошли спортивные Георгиевские игры среди команд православных молодежных организаций и духовных учебных заведений. В самый день праздника около 3500 человек в рамках праздничного флэшмоба выстроятся в гигантское слово «спасибо» на Стадионе братьев Знаменских. В Петербурге комитет по молодежной политике объявил городской заказ на работы «по восстановлению и увековечиванию памяти погибших защитников Родины»: в четырех районах города подрядчик будет искать останки павших и хоронить их в предусмотренных документацией 10 гробах. Федеральное агентство по делам молодежи также придумало госзаказ – на изготовление и распространение 250 000 георгиевских ленточек и еще рекламу этого мероприятия в СМИ. Сама акция «Георгиевская ленточка», придуманная пять лет назад «РИА Новости» и организацией «Студенческая община», негосударственная и проходит при спонсорской поддержке. В этом году организаторы намерены распространить 6 млн ленточек только в Москве.

Конечно, не только валовые показатели характеризуют наше умение праздновать. Например, Минобороны открыло в тестовом режиме общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Компания «Уралсвязьинформ» начала проект «Мечта ветерана», связывающий ветеранов и благотворителей. О чем действительно мечтают ветераны?

Вот характерный пример: «В Перми исполнилось желание ветерана Великой Отечественной войны Аркадия Павловича Романовского – в ванной комнате установлен новый смеситель». С другой стороны, не все парадные обещания властей исполняются: на «горячую линию» Общественной палаты (конечно же, открытую в преддверии юбилея) за две недели поступило почти 5000 звонков от фронтовиков, которые не могут получить обещанные квартиры, купить нужные лекарства и т. п.

Можно сетовать на местечковый креатив, проявление заботы о ветеранах только к датам и только в рамках административного плана, на непрозрачность расходов. Но в целом то, как мы празднуем, вполне соответствует уровню развития общества. Другой традиции, кроме советской, у нас за 19 лет не появилось. В День Победы на всё том же Мавзолее первые лица всё так же будут принимать парад. И ветераны привыкли к советскому формату, они скромны и нетребовательны, банальный отчетный концерт, продуктовый набор и памятная грамота вполне устраивают многих, потому что это привычная форма проявления внимания.

Советская традиция сохраняется, разве что отсутствует прежняя система контроля идеологического соответствия, что расширяет поле возможностей как для абсурдных мероприятий, так и для горизонтальных социальных связей. В этом смысле идея московской мэрии по размещению плакатов со Сталиным на улицах города и частная акция петербургского блогера по размещению портрета Сталина на троллейбусе равнозначны. И то и другое – местечковый креатив, вызванный в том числе отсутствием какой-либо рефлексии по поводу Дня Победы в современном обществе.

Когда умрет последний ветеран, официальные организаторы растеряются – не под кого будет закладывать в бюджет «акции».