Первый большой успех Януковича

Соглашение с Россией «газ в обмен на флот» стало первым крупным успехом нового президента Украины Виктора Януковича. Если ему удастся во вторник добиться ратификации договора в Верховной раде, успех будет сразу в трех измерениях: в политике внутренней, внешней и экономической.

Стратегическое решение оставить российский флот в Севастополе еще на четверть века было принято так быстро и технологично, что можно говорить о большом административном весе, который успел набрать новый президент. Он в значительной степени контролирует информационные потоки: при прежнем президенте Викторе Ющенко обязательно появилась бы утечка о столь грандиозных замыслах, оппозиция успела бы заболтать подобный проект.

Раньше у оппозиции были еще две зацепки, чтобы хотя бы отсрочить решение важного вопроса: непредсказуемая Рада и нейтральный Конституционный суд. Но КС уже отказался разбираться в спорной теме. Рада, по большинству прогнозов, также не станет препятствием. Президент имеет столь мощный рычаг воздействия на депутатов, что самоуверенно рассчитывает на синхронную ратификацию, буквально час в час с российской Госдумой. Если все произойдет по плану Януковича, мы можем обнаружить, что украинская демократия становится не менее управляемой, чем российская.

Одновременно Янукович выбивает у оппозиции важный козырь – существование невыгодных контрактов с Россией по газу. Увеличение доходов бюджета на $3–4 млрд в год (во столько оценивается российская скидка на газ) при его общих доходах на 2010 г. в $31 млрд – это более чем солидная прибавка.

Наконец, Янукович, не рассорившись с Западом (НАТО и госдепартамент США не стали критиковать договор), приобретает мощного союзника в лице России. Как-то вдруг выяснилось, что к Киеву Москва относится уже намного лучше, чем к Минску, а Янукович стал любимым визави Медведева.

Другое дело, что в перспективе такая сделка Януковичу может еще аукнуться: тема «сдачи Украины» будет активно эксплуатироваться оппозицией. Но факт, что стартовал четвертый президент гораздо удачнее третьего. А чего здесь больше – везения или умения, мы скоро увидим.