Жертвы во имя общего евро

«Мы были вынуждены прибегнуть к посторонней помощи, но от нас это потребует еще больших усилий и жертв». Йоргос Папандреу, премьер-министр Греции

Экономика Греции до 2007 г. росла едва ли не самыми быстрыми темпами в Европейском союзе – более 4% в год! Но и занимали греки так, что долговая нагрузка не опускалась за последние 10 лет ниже 100% ВВП. Основой греческого благополучия был рост туризма – 16,5 млн человек ежегодно! По-прежнему важную роль в экономике играют морские перевозки, хотя уже и не такую, как в 1980-е, – у Греции самый большой танкерный и балкерный флот в мире и четвертый в мире контейнерный флот. Еще одна составляющая греческого экономического роста – гигантские инфраструктурные проекты: Олимпиада-2004, а также – в связи с нею и без – автомобильные и железные дороги, мосты и проч. Дополнительную нагрузку на бюджет давали сильно размножившиеся и комфортно угнездившиеся госслужащие, а также недостаточная прозрачность их поведения, вполне понятная в условиях перманентного дождя из занятых евро.

Прошлогодний кризис, к сожалению, сильно сказался именно на туристической отрасли и на морских перевозках, отчего греческая экономика претерпела самое крутое падение в ЕС.

А занимать-то страна продолжала прежними темпами.

Наверное, кто-то из нынешних политиков сейчас жалеет, что 10 лет назад правительство слегка подтасовало данные, чтобы вступить в еврозону. Дело даже не в финансах, хотя, если бы оставалась старая добрая драхма, долговой кризис был бы преодолен существенно проще: греческие бумаги не могли бы стать объектом спекулятивной атаки на евро. Дело в психологии: греки понимают, что они часть еврозоны и что в конце концов социалистическая по духу объединенная Европа не даст Греции погибнуть.

Премьер-министр Папандреу недаром предупреждает греков о больших жертвах во имя общего евро – ему теперь надо как-то мотивировать граждан, как-то предотвратить массовые выступления, на которые греки с их многотысячелетней демократической традицией большие мастера. Занимали-то не граждане, а разные прошлые правительства, а отдавать, так получается, будет население: каждого конкретного человека ждут высокие налоги и решительное снижение стандартов потребления.