Декларации как произведения искусства

Декларационная кампания, конечно, радует нас суммами чиновничьих заработков и женами-миллионершами (очередные рекорды – на стр. 02). Но мы еще не встречали людей, которые отнеслись бы к этим публикациям всерьез. Мало доверчивых и среди населения в целом. По данным «Левада-центра», 44% россиян считают, что в декларациях отражена меньшая часть доходов чиновников, 34% – что ничтожно малая часть, и только 2% верят, что все доходы. На вопрос о происхождении богатств чиновничьих жен 84% россиян отвечают: использование властного ресурса мужей.

По словам генпрокурора Юрия Чайки, только в первом полугодии 2009 г. было выявлено более 11 000 фактов нарушений законодательства о госслужбе. Но что такое 11 000 нарушений? Имеют ли они отношение к доходам? Доступные обществу декларации неполны. Чиновники владеют пакетами акций, занимают оплачиваемые должности в коммерческих организациях. Часть сведений, в том числе о долях в бизнесе, являются конфиденциальными. Не существует и четкого порядка проверки деклараций.

Согласно закону о противодействии коррупции достоверность данных в декларации должна проверяться нанимателем (руководителем) самостоятельно или с привлечением правоохранительных органов. Указ президента о предоставлении чиновниками сведений о доходах и имуществе накладывает обязанность аудита деклараций на специальные подразделения в кадровых службах ведомств. Созданы ли они, занялись ли проверкой и что будет на выходе – не сообщается. Антикоррупционные указы не дают исчерпывающего списка наказаний за те или иные нарушения при подаче деклараций. Даже выявление прокуратурой нарушений часто ни к чему не приводит.

В отсутствие публичного контроля (осуществляемого независимыми СМИ, судами, оппозиционными политиками) должен быть хотя бы контроль за чиновниками со стороны самой власти. Но кормление от должности входит в негласный «компенсационный пакет». А отнять часть компенсации можно только в отдельных случаях – за провинности. Похоже, что честное декларирование доходов приходит в противоречие с самой природой власти в России. Читать и оценивать декларации, таким образом, следует как произведения искусства. Например, так: ярко ли очерчены образы героев, выявлен ли основной конфликт?