Возвращаемся к идее объединения православных

Сергей Лавров, выступая на открытии XIV Всемирного русского народного собора, сравнил МИД и Русскую православную церковь (РПЦ): «Церковь осуществляет те же задачи, что и дипломатия, проводя миротворческие миссии на пространстве СНГ, других регионов мира и способствуя истинному примирению народов». По словам министра, церковь является союзницей его ведомства и идет с ним «рука об руку» (цитата по «Интерфаксу»). Живым примером дипломатических успехов РПЦ на открытии собора был патриарх Константинопольский Варфоломей, прибывший в Москву с десятидневным визитом, в ходе которого, как ожидается, будут сняты многие серьезные политические разногласия между церквями.

Варфоломей приехал впервые за 13 лет, в ходе которых московская и константинопольская кафедры жестко конфликтовали по поводу эстонской церкви (часть ее перешла в подчинение Константинополя) и ситуации на Украине (церковный раскол). Есть и ревность по поводу главенства – русская церковь самая большая, а константинопольская – самая первая. Главенство тоже политический вопрос – кто главный, тот будет спикером православия в международных делах. Год назад в Стамбуле гостил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который после интронизации очень активно занялся внешней церковной политикой. Представители РПЦ все чаще выступают на международных форумах, активизировались контакты с католиками, сам Кирилл успел съездить и в проблемную Украину, и в Стамбул.

Внешняя политика Кирилла выглядит эффективной не только за рубежом, но и в контактах с российским государством, что отметил и Варфоломей на встрече с президентом Медведевым. Правда, тот же Варфоломей шесть лет назад жестко критиковал российское правительство (которое «продолжает, не колеблясь, вторгаться и даже «делать политику» в отношении сугубо церковных дел») и концепцию «Москва – Третий Рим», негласно поддерживаемую российскими властями и церковью (она тогда обсуждалась на очередном Всемирном русском народном соборе). Похожая идея, кстати, была у Иосифа Сталина, мечтавшего объединить православную церковь с центром в Москве и получить новый мощный инструмент во внешней политике.