Статья опубликована в № 2615 от 31.05.2010 под заголовком: От редакции: Акцизом по бездорожью

Транспортный налог и гражданское самосознание

Правительство задумало полностью изменить схему финансирования автодорог. Транспортный налог, который сейчас автовладельцы платят в зависимости от мощности двигателя, со следующего года, возможно, будет отменен (см. статью на стр. 03). Его включат в цену бензина, повысив акциз на топливо. А зачисляться собранные деньги будут не в общий бюджетный котел, как сейчас, а целевым образом – в дорожный фонд.

Большинству автомобилистов эта новость не понравится – их расходы вырастут. В прошлом году от транспортного налога в бюджет поступило 62 млрд руб. Чтобы собрать столько же, придется повысить ставку акциза до уровня минимум 5,8%, из-за чего бензин подорожает на 8–9%, подсчитал журнал Forbes. Сейчас владельцу Lada Priora (с двигателем 98 л. с.) транспортный налог обходится в 686 руб. в год. Замена его повышением акциза заставит владельца Lada Priora за год потратить на бензин в среднем на 4470 руб. больше, чем сейчас. То есть его нагрузка вырастет в 6,5 раза.

Зато властям будет легче: транспортный налог – один из самых сложных и дорогих с точки зрения администрирования. Топливные акцизы собирать гораздо проще и дешевле.

Идея направлять собранные с автомобилистов деньги целевым образом на ремонт и строительство дорог вполне разумна: такая схема успешно работает примерно в 100 странах мира. Она основана на принципе экономической справедливости. Тот, кто больше ездит, больше покупает бензина и, соответственно, платит больше налога на содержание дорог. Управляющий дорожным фондом при этом точно знает размер своего бюджета и может более эффективно организовывать работу.

Улучшатся ли благодаря новому механизму наши дороги? Может, да, а может, и нет: многое зависит от прозрачности будущих дорожных фондов. Но есть шанс, что новая схема изменит гражданское самосознание автолюбителей. Если автовладелец будет вкладывать в содержание дорог в разы больше, чем сейчас, и знать, сколько собрано в дорожный фонд в его регионе, то он, наверное, захочет выяснить, за что же, собственно, он платит. Ведь, пока граждане не осознают себя налогоплательщиками, их интерес к местному самоуправлению и гражданскому обществу остается невысоким.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать