Это было десятилетие Кудрина

Реформаторы вчера подводили итоги путинской экономической десятилетки: в июне 2000 г. увидела свет стратегия-2010 – программа действий правительства, которая считается точкой отсчета второй волны либеральных реформ.

Она заслуживает внимания хотя бы потому, что это единственная пока долгосрочная программа развития страны, срок которой завершился, а ее авторы и исполнители все еще находятся у власти и могут за нее ответить. Руководивший подготовкой стратегии-2010 Герман Греф (тогда глава Центра стратегических разработок) из 10 лет реализации программы семь лет был министром экономического развития, непосредственно воплощая свои идеи. Второй главный реформатор – министр финансов Алексей Кудрин – и поныне занимает свой пост. По-прежнему руководит страной Владимир Путин.

Итоги реализации программы выглядят вполне достойно: заложенные в ней меры выполнены на 36%, из 10 стратегических целей развития страны три можно считать достигнутыми. Удвоение ВВП практически состоялось, если бы не кризис. По уровню ВВП на душу населения цель даже перевыполнена: за 2000–2008 гг. он вырос с $7800 до $15 900, что позволило России перейти в категорию стран со средними доходами. Успех достигнут и в укреплении платежеспособности государства – в 2000 г. у России был гигантский внешний долг, сейчас мы входим в число стран с самым маленьким госдолгом.

Но в гордости реформаторов есть доля лукавства: все три стратегические цели достигнуты благодаря тому, что в стране попросту стало намного больше денег. Ведь именно в мае 2000 г. начался триумфальный рост цен на нефть, продлившийся до июля 2008 г. Десять лет назад баррель стоил $25, сейчас цена почти втрое выше, хотя до рекордов 2007–2008 гг. далеко. По сути, это было десятилетие Кудрина: именно ему удалось погасить внешний долг, сохранить нефтяные сверхдоходы в бюджетном резерве, да и наиболее успешные институциональные реформы – налоговая и бюджетная – проведены в подведомственной ему сфере.

В сферах, за которые отвечал Греф, дела гораздо хуже. Не произошло значимых прогрессивных сдвигов в структуре экономики (ставилась цель ее диверсификации и избавления от энергосырьевой зависимости). Конкурентоспособность отечественных товаров и услуг по-прежнему оставляет желать лучшего.

Лозунг модернизации экономики снова выдвигается в качестве главного долгосрочного приоритета, хотя стратегия-2010 была ориентирована именно на модернизацию. Не изменилось в лучшую сторону практически ничего в работе системы госуправления, хотя на перестройку системы госзакупок и другие меры административной реформы затрачены большие усилия и деньги. Реформы в сфере земли и недвижимости, в таможенной политике, в сфере естественных монополий, в здравоохранении и пенсионной системе либо не начаты, либо не завершены, либо не оправдали ожиданий, признает один из авторов стратегии-2010, руководитель ЦСР Михаил Дмитриев.

Самое главное разочарование – это институциональные провалы. Не удалось победить коррупцию, очень ограниченный прогресс достигнут в обеспечении прав собственности. Вот невыполненные стратегические цели программы, которые, по сути, являлись сферой ответственности Путина: «возникновение культа образования, самоценности и независимости личности», «возникновение и развитие общественных институтов», «повышение действенности местного самоуправления», «упрочение независимости судебной системы и безусловное исполнение законов».

Ключевая неудача тех реформ заключалась в том, что «мы недостаточно обратили внимание на такой фактор, как реформа власти», сказал вчера Греф. По его словам, из официального текста стратегии был изъят один из ключевых разделов, который касался реформы государственной власти, – он сохранился только в экспертном варианте. Это многое объясняет.