Российских ученых не знают в России

Кого из современных российских ученых хорошо знают в России? На ум приходят только трое: Жорес Алферов, Юрий Осипов и Григорий Перельман. Физик и два математика. Лауреат Нобелевской премии, президент Академии наук и гений, отказавшийся от мирских благ. Честно говоря, маловато для богатой на таланты страны.

Я долго пытался вспомнить, о ком из ведущих молодых российских ученых я в последнее время прочел статью или посмотрел передачу. Увы, ни о ком. И таких примеров практического отсутствия науки в общественном сознании можно привести очень много.

Вот еще один – и очень печальный. На прошлой неделе в Париже умер самый известный в мире математик из России. Человек, о котором точно можно сказать: великий русский ученый. Академик многих академий мира, лауреат самых престижных мировых премий Владимир Арнольд. И даже о нем в России, как и о многих других ученых, люди, не связанные с наукой, знают откровенно мало.

А ведь Арнольдом страна должна и могла гордиться и восхищаться. Я не буду перечислять его достижения, это уже сделал в своей колонке Константин Сонин. Добавлю только, что Арнольд уже на 3-м курсе решил 13-ю проблему Гильберта, навечно вписав свое имя в историю науки.

Более того, его никак нельзя отнести к категории людей, уехавших из России и не желающих иметь с ней дело. Арнольд, несмотря на то что много лет работал во Франции, не переставал быть одной из центральных фигур в московской математической жизни. Он был председателем матобщества, редактировал журналы, вел семинар, выступал на конференциях. Ездил на занятия школы «Современная математика» для школьников и студентов в Дубне, много там выступал, общался с будущими математиками. Написал замечательную книгу «Задачи для детей от 5 до 15 лет».

Возможно, все дело в том, что современная неприкладная наука окончательно и бесповоротно вышла за границы доступного обывателю. Рассказать банкиру, сотруднику салона сотовой связи и даже профессору социологии, чем занимается передовая математика или физика, почти невозможно. Даже если речь идет всего лишь о формулировке задачи.

Мы судим о научных достижениях не по теоремам или исследованиям, в которых не можем разобраться и приблизительно, а по новым iPhone.

С другой стороны, в России есть и своя специфика. Инфляция ученых степеней, Петрики, экстремально низкий уровень профессорского состава в нетоповых вузах – все это снижает интерес и подрывает доверие к российской науке внутри общества.

Если государство хочет наращивать свой научный потенциал, оно должно заботиться о повышении популярности ученых, если угодно, раскручивать их.

Казалось бы, этим, как и в целом пропагандой науки, должна была бы заняться Академия наук. Но этого нет. Отсутствие выдающихся ученых там с лихвой компенсируют люди, либо никогда наукой не занимавшиеся, либо забросившие это странное занятие лет 30 назад.