Статья опубликована в № 2625 от 15.06.2010 под заголовком: От редакции: Очередь за субсидиями

Производители мечтают о программах утилизации для всех

Госпрограмма утилизации легковых автомобилей, чрезвычайно благотворно сказавшаяся на продажах «АвтоВАЗа», вызывает зависть других отечественных машиностроителей.

В очередь сразу встали производители грузовиков, а теперь и производители сельхозтехники. Программа для грузовиков помогла бы «Камазу», ГАЗу, «Уралу», ЗиЛу и всем их поставщикам. А замена сельхозтехники порадовала бы ее главного производителя – «Ростсельмаш».

Цена действующей программы утилизации для легковых автомобилей – 20 млрд руб. (10 млрд руб. уже истрачены и 10 млрд только выделены на продлеваемую часть программы). Предположим, что программа для грузовиков и сельхозтехники будет стоить столько же. Мы получим увеличение бюджетных затрат еще на 40 млрд руб. Это менее 5% допдоходов бюджета 2010 г., образовавшихся благодаря высоким ценам на нефть.

У этой истории две стороны: способ предоставления субсидий и качество получателя. По первому пункту все хорошо. По сравнению со всеми остальными видами господдержки, которые практикует российское правительство, программа утилизации – это настоящий рыночный инструмент, направленный на поддержку спроса. Эксперты Центра развития подчеркивают в недавнем отчете, что российская экономика адекватно реагирует на рыночные стимулы: оказывается, относительно небольшими бюджетными средствами можно (временно) оживить целый сектор отечественного машиностроения, в данном случае легковой. При этом государство оплачивает лишь 15–30%, а остальное выкладывают из кармана будущие владельцы техники. Субсидии в такой форме дают и дополнительный бонус – экономию на откатах, которые были бы огромными при массовом обновлении парка в рамках какой-нибудь крупной госпрограммы.

Но по второму пункту есть очевидные вопросы. Средства идут в основном на удержание на плаву морально устаревших производств. Программа поддержки утилизации – по определению временное решение, не системное, не имеющее отношения к модернизации. После ее окончания продажи резко упадут. Временный подъем может обернуться долгим спадом – потребитель будет воспринимать окончание программы как повышение цены на ту же самую продукцию.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать