Статья опубликована в № 2625 от 15.06.2010 под заголовком: От редакции: Очередь за субсидиями

Производители мечтают о программах утилизации для всех

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Госпрограмма утилизации легковых автомобилей, чрезвычайно благотворно сказавшаяся на продажах «АвтоВАЗа», вызывает зависть других отечественных машиностроителей.

В очередь сразу встали производители грузовиков, а теперь и производители сельхозтехники. Программа для грузовиков помогла бы «Камазу», ГАЗу, «Уралу», ЗиЛу и всем их поставщикам. А замена сельхозтехники порадовала бы ее главного производителя – «Ростсельмаш».

Цена действующей программы утилизации для легковых автомобилей – 20 млрд руб. (10 млрд руб. уже истрачены и 10 млрд только выделены на продлеваемую часть программы). Предположим, что программа для грузовиков и сельхозтехники будет стоить столько же. Мы получим увеличение бюджетных затрат еще на 40 млрд руб. Это менее 5% допдоходов бюджета 2010 г., образовавшихся благодаря высоким ценам на нефть.

У этой истории две стороны: способ предоставления субсидий и качество получателя. По первому пункту все хорошо. По сравнению со всеми остальными видами господдержки, которые практикует российское правительство, программа утилизации – это настоящий рыночный инструмент, направленный на поддержку спроса. Эксперты Центра развития подчеркивают в недавнем отчете, что российская экономика адекватно реагирует на рыночные стимулы: оказывается, относительно небольшими бюджетными средствами можно (временно) оживить целый сектор отечественного машиностроения, в данном случае легковой. При этом государство оплачивает лишь 15–30%, а остальное выкладывают из кармана будущие владельцы техники. Субсидии в такой форме дают и дополнительный бонус – экономию на откатах, которые были бы огромными при массовом обновлении парка в рамках какой-нибудь крупной госпрограммы.

Но по второму пункту есть очевидные вопросы. Средства идут в основном на удержание на плаву морально устаревших производств. Программа поддержки утилизации – по определению временное решение, не системное, не имеющее отношения к модернизации. После ее окончания продажи резко упадут. Временный подъем может обернуться долгим спадом – потребитель будет воспринимать окончание программы как повышение цены на ту же самую продукцию.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more