Судьи выбирают умом, а не сердцем

«[Надо] руководствоваться правовым смыслом, а не революционной ненавистью неимущего к богатому». Вячеслав Лебедев, председатель верховного суда

С таким призывом председатель обратился к нижестоящим служителям Фемиды, мотивируя разъяснение пленума. Верховный судья обнаружил, что каждый второй районный судья игнорирует инициативу президента и юриста Дмитрия Медведева. Президентский закон о запрете арестовывать предпринимателей, уличенных в экономических преступлениях или мошенничестве, не заработал: в 16 из 37 случаев бизнесменов отправляли в сизо как ни в чем не бывало.

Судя по призыву Лебедева, он объясняет это своеобразным чувством справедливости, присущим его коллегам. Ему, конечно, виднее, но есть подозрение, что меру пресечения они выбирают все-таки умом, а не сердцем. Руководствуясь теми же инстинктами, что и обычные бюрократы. То есть желанием не потерять кресло и свободу, каковые, показывает практика, судьи утрачивали, вставая в споре государства и гражданина на сторону последнего. А также желанием не потерять того, что можно получить, когда более сильный отбирает бизнес у более слабого.

Эти два безусловных инстинкта переборют любой закон. Тем более такой, который через два месяца после вступления требует интерпретации Верховного суда. Все, что сделал Лебедев, – это предложил людям в мантиях, если они в затруднении, почитать Гражданский кодекс. С тем же успехом он мог бы отослать их к «Википедии». После многодневной подготовки и многочасового заседания высший суд изрек: бизнес – это систематическое получение прибыли.

Но проблема не в том, что российские судьи, чистые души, за 20 лет рынка так и не поняли, что такое бизнес. Они поняли даже глубже, чем предполагал законодатель. И, выписывая очередному банкиру билет на два месяца в Бутырки, они обосновывают: взятки – это не бизнес, строительство пирамиды – это не бизнес. Теперь будут писать: хищение нефти – это не бизнес, см. разъяснения Верховного суда.

Судьи обойдут любой запрет, кроме негласных установок начальства. Тут надо менять их фундаментальную мотивацию. Но на такой подкоп под существующий строй даже либеральный президент не пойдет. Как и на запрет арестов подозреваемых в ненасильственных деяниях, к чему тщетно призывают правозащитники.