Запрос общества на равенство перед законом сейчас самый главный

Российское общество остается в значительной степени традиционалистским, предпочитает государственное управление экономикой, для него характерна незавершенность начатой в прошлом веке социальной модернизации. Вместе с тем в нем вполне сформировался и даже рискует стать болезненным спрос на работающие институты – прежде всего правовые. Нынешнее их фактическое отсутствие будет усиливать протестные настроения.

История с «приморскими партизанами» – бандитами, нападавшими на милицейские посты, – показательна с точки зрения медиаэффекта. В блогах и новостях ряда СМИ бандиты приобрели ореол робингудов и благородных мстителей. Для россиян восприятие власти как несправедливой характерно исторически – как и приятие такой власти. Однако резко выросшее в последнее время количество новостей о фактах вопиющих нарушений закона со стороны его профессиональных защитников – милиционеров, вероятно, привело к таким изменениям в массовом сознании, которые создают ситуацию терпимости к «неуловимым мстителям», применяющим преступные силовые методы протеста.

Идея равенства граждан перед законом, соблюдения Конституции, защиты прав человека становится основной для россиян, когда речь заходит о развитии страны. Это следует из данных аналитического доклада Института социологии РАН «Готово ли российское общество к модернизации?», подготовленного в сотрудничестве с фондом имени Фридриха Эберта. Собственно, в рейтинге ключевых идей российской модернизации именно эта идея стала первой. На втором месте – жесткая борьба с коррупцией, на третьем – обеспечение социальной справедливости. Гораздо меньше россияне заинтересованы в инновационной экономике, укреплении могущества державы, возрождении национальных ценностей и традиций, свободном предпринимательстве и развитии конкуренции, демократическом обновлении.

Запрос на равенство перед законом одинаково характерен для представителей разных возрастных когорт и доходных групп. «Даже для групп людей с разной идеологией и разными идеальными моделями общества и государства проблема всеобщего равенства перед законом в России является общей, «универсальной» и наиболее острой, отражая незавершенность в ней социальной модернизации», – пишут авторы доклада.

Один из важнейших пунктов социальной модернизации, завершенной в большинстве развитых стран в XX в., – замена традиций («неписаного права») как ведущего регулятора социальных отношений системой «писаного права» – законами, инструкциями и т. п. В России этот переход не завершился. В обществе отсутствует прежде всего доверие к механизмам, обеспечивающим работу «писаного права», т. е. судебной и правоохранительной системам.

Не завершены, по мнению авторов доклада, и еще два важнейших перехода – к классовой структуре общества и к урбанизированной модели расселения. В результате в массовых слоях населения пока так и не сформировались группы, готовые защищать свои интересы, а господствующие традиционалистские (крестьянские) настроения отводят государству роль выразителя общих интересов, имеющего право вмешиваться в их жизнь, даже если подобное означает нарушение их гражданских прав. Острый запрос на равенство перед законом говорит о том, что государство, от которого ждут справедливости, не выполняет свои обязательства должным образом.

Вторая по значимости идея модернизации, выбираемая населением, – жесткая борьба с коррупцией – также реакция на сложившуюся ситуацию, отсутствие институтов контроля за аппетитами чиновников. Запрос на социальную справедливость в российском обществе всегда популярен, но социологи отмечают ситуативные изменения: спрос на справедливость вырастает в кризисные времена, когда наименее благополучные группы населения не могут справиться с проблемами без поддержки государства.

В сущности, речь идет об отрицательной мотивации общества к модернизации – если ничего не делать, ситуация будет быстро обостряться, а протест, в том числе неконтролируемый, будет расти.