Молдавия между Европой и Россией

Многие государства на постсоветском пространстве сегодня вновь оказались в переходном состоянии – политические режимы, установившиеся в результате цветных революций, рушатся или претерпевают серьезные изменения. Очевиден провал идеологии этих проектов, строившейся не столько на приоритете демократизации, сколько на геополитическом шантаже – ближе к Европе, дальше от России. Сегодня становится понятно, что такая идеология деструктивна и способствует углублению кризиса. В поиске методов борьбы с ним правительства постсоветских стран все чаще обращают внимание на позицию и интересы России.

Особенно актуален такой поиск для Республики Молдовы, которая пережила смену власти летом прошлого года. На повестке дня досрочные парламентские выборы, ставшие неизбежными после провала попыток избрания нового президента осенью – зимой 2009 г., и изменение прописанного в конституции порядка избрания президента страны – вопрос, по которому основные политические силы близки к согласию.

Находящаяся в оппозиции партия коммунистов (ПКРМ) обвиняла пришедший к власти правящий Альянс за европейскую интеграцию в узурпации власти после отказа распустить парламент в начале 2009 г. и реанимации унионистского проекта с Румынией. Это, по мнению коммунистов, ведет к экономической нестабильности, росту внешнего долга, ущемлению прав русскоязычного населения и преследованию оппозиционных СМИ. Представители правящего альянса, в свою очередь, обвиняют коммунистов в том, что за восемь лет пребывания у власти их партия погрязла в коррупции, не достигла успехов в заявленной ею интеграции в ЕС, а также не предложила путей урегулирования приднестровской проблемы.

Сам правящий альянс, сформированный из четырех партий центристского и правого толка, раздираем идеологическими противоречиями. Лидер либеральной партии и временно исполняющий обязанности президента Михай Гимпу зарекомендовал себя крайне правым радикалом, не скрывающим симпатий к унии с Румынией. Сформированная им комиссия по оценке тоталитарных режимов в Молдавии в ХХ в. к середине июня готовит решение о запрете коммунистической символики и объявлении коммунистической партии вне закона. Более умеренные позиции занимает левоцентристская демократическая партия во главе с Марианом Лупу – кандидатом на высший пост в стране на прошлых президентских выборах – и либерально-демократическая партия (ЛДПМ) во главе с действующим премьером Владом Филатом.

Пожалуй, общим трендом для большинства политических сил Молдавии является стремление заручиться в своих действиях поддержкой не только Европы, но и России. Нащупать руку Москвы, а главное – интерпретировать в свою пользу кремлевские жесты пытаются все. Это объяснимо: большинство населения страны выступает за эффективные и добрососедские отношения с Россией.

Коммунисты заверяют, что они проверенные союзники России и политическая сила, имеющая самую широкую общественную поддержку. Демократы налаживают контакты с «Единой Россией», и именно с Лупу как кандидатом в президенты Молдавии встречался в сентябре 2009 г. президент России Дмитрий Медведев. Филат в конце мая встречался с премьером Владимиром Путиным в рамках Совета глав правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге.

Ответ на вопрос, опираясь на какую силу Россия сможет выстроить долгосрочные и добрососедские отношения с Молдавией, неоднозначен.

Несмотря на декларируемую пророссийскость, коммунисты за время своего правления сделали немало политических зигзагов. На памяти провал планов приднестровского урегулирования («меморандум Козака»), заявления бывшего министра иностранных дел Андрея Стратана о советской оккупации Молдавии, активизация ГУАМ (региональная организация Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии) после оранжевой революции на Украине. Возглавляемая Филатом либерал-демократическая партия шла на парламентские выборы 2009 г. с требованиями о вступлении Молдавии в НАТО. Придя к власти, ЛДПМ запретила прокат в кинотеатрах кинофильмов, дублированных на русский язык, и развернула кампанию против российских и оппозиционных СМИ в стране. Демократическая партия Республики Молдовы привлекает своей позицией защитницы молдавского суверенитета, стремлением преодолеть раскол в молдавской элите и обществе. Но смущает то, что, будучи членом правящего Альянса за европейскую интеграцию, Лупу и его партия голосовали за множество антироссийских по сути решений.

В этой ситуации России наиболее выгоден был бы баланс нескольких политических сил в будущем парламенте Молдавии, который обеспечил бы конструктивную линию в отношениях с Россией. Москва заинтересована только в одном: чтобы будущая правящая коалиция в Молдавии не занимала двойственную позицию, при которой политики посылают разного рода сигналы о вечной дружбе и ведут политический и экономический торг с Москвой, но при этом совершают грубые антироссийские идеологические демарши и ведут курс на отдаление от России; чтобы новый глава государства был сплачивающей, а не раскалывающей общество фигурой, защищал суверенитет и независимость Молдавии и видел в России надежного друга и союзника.