Киргизия выбирает настоящее

Киргизия вчера выбирала настоящее. Конституционный референдум должен не только ответить на вопрос о переходе к парламентской республике. Он должен срочно легитимизировать временное правительство. Сейчас речь идет скорее не о политическом устройстве Киргизии, а о том, сможет ли страна решить собственные проблемы сама или новая вспышка межнациональных и межклановых противоречий потребует внешнего вмешательства. Если временное правительство сумеет успокоить страсти на юге страны и не допустит всплесков насилия на севере, оно сохранит бразды правления. Итоги плебисцита (более подробно о ходе голосования см. статью на стр. 02) и реакция населения на них – не единственный сигнал, который оценит жизнеспособность нынешней власти и покажет возможные сценарии дальнейшего развития событий.

Референдум – это, по сути дела, всенародный опрос о доверии нынешним властям Киргизии. Роза Отунбаева и ее соратники, не пожелавшие отложить голосование после недавней резни на юге страны, сильно рискуют. В постстрессовой ситуации люди могли проголосовать ногами или (неизвестно, что хуже) дать волю захлестнувшим эмоциям и лишить временное правительство остатков легитимности. Впрочем, многое зависит от самих «временных», которым необходимо показать свою состоятельность в деле наведения порядка. В субботу, как сообщили киргизские спецслужбы, свое участие в организации беспорядков подтвердил племянник свергнутого президента Курманбека Бакиева Санжар. Важно не ограничиваться сведением счетов с кланом бывшего главы государства. Если новые власти найдут, докажут вину и накажут реальных зачинщиков резни, им удастся вернуть часть утраченного доверия дома и за рубежом. Тогда Отунбаева и соратники получат передышку до выборов (если, конечно, не перейдут к новому витку выяснения отношений), шанс закрепиться в Бишкеке и подтвердить свою способность управлять страной.

В случае провала референдума и усилий по стабилизации обстановки на юге снова обострятся старые межклановые и межнациональные конфликты. Могут проявиться и новые – с русскими, казахами, уйгурами и дунганами. Страна рискует превратиться в неуправляемую конфедерацию клановых лидеров, считают эксперты. Впрочем, новый виток насилия уже вряд ли обойдется без вмешательства извне.

Массовые беспорядки в Киргизии невыгодны не только Казахстану, Узбекистану и России как гаранту безопасности на постсоветском пространстве. Впрочем, во время пика этнической резни в середине июня ни Россия, ни Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не смогли или не захотели организовать и прислать в республику миротворческие силы. Юридические и политические неясности такого шага были в этом случае использованы как повод его не делать. Во время визита в США Дмитрий Медведев обсудил проблему Киргизии с Бараком Обамой, и, судя по пресс-конференции лидеров, они сошлись на необходимости оказания гуманитарной помощи бедствующей стране. А если надо будет защищать население, то «под эгидой международного сообщества, а не какой-либо отдельной страны», сказал Обама.

ООН, США и НАТО пока что лишь высказывали озабоченность по поводу Киргизии. Согласно идее «перезагрузки» отношений между Россией и США ситуация в постсоветском регионе негласно отдана под контроль России. Понятно, что, если вооруженный конфликт в Киргизии разрастется, это затруднит операции войск США и НАТО в Афганистане и повысит необходимость миротворческой операции. Эксперты считают более вероятным успокоение событий: новый виток хаоса не выгоден никому, кроме клана Бакиевых (который может использовать его для дальнейшей торговли с Бишкеком), а также местного криминалитета и мародеров. Жители Киргизии напуганы волной насилия, они готовы поддержать мероприятия власти в наведении порядка. Кроме того, в стабилизации заинтересованы местные предприниматели, а также российский, казахстанский и китайский бизнес.