Кому позволено конкурировать с "Газпромом"

Петербургскому знакомому Владимира Путина – нефтетрейдеру Геннадию Тимченко удалось невозможное: пробить брешь в экспортной монополии «Газпрома». Компания «Новатэк», совладельцем которой Тимченко официально стал около двух лет назад, подписала с «Газпромом» долгосрочный агентский контракт на экспорт газа. «Новатэк» собирается экспортировать сжиженный газ с гигантского Южно-Тамбейского месторождения на Ямале, где планируется построить завод по сжижению топлива. Менеджеры «Газпрома» рассказали, что концерн будет лишь оформлять пересечение границы за небольшую комиссию.

С 2006 г. за «Газпромом» законодательно закреплена монополия на экспорт всего газа из России, включая сжиженный (исключения – проект СРП «Сахалин-2» и «Итера» с небольшими объемами для Прибалтики). Руководители «Газпрома» объясняли, что монополию на экспорт газа нельзя отменять из стратегических соображений: газ независимых производителей будет в Европе конкурировать с газпромовским – и концерн потеряет деньги.

Курирующий ТЭК вице-премьер Игорь Сечин недавно пообещал в интервью Reuters, что монополию «Газпрома» на экспорт газа не отменят. Но, похоже, эти слова не распространяются на компании, к которым имеет отношение Тимченко. Его трейдер Gunvor, экспортирующий треть российской нефти, уже несколько лет активно развивает и газовое направление.

Тимченко осталось только подыскать в Европе потребителей для новатэковского газа. Варианты уже есть. Например, в Венгрии.

До весны прошлого года четверть венгерского рынка снабжал газом Emfesz Дмитрия Фирташа, который покупал топливо у Rosukrenergo (СП Фирташа с «Газпромом»). Но Rosukrenergo была исключена из схемы поставок газа на Украину, а сам Фирташ лишился своего трейдера Emfesz. Теперь последний поставляет венгерским потребителям газ, купленный у E.On.

Эту ситуацию Тимченко и его партнеры вполне могут использовать в свою пользу, ведь проблемы с газом у «Новатэка» с таким акционером вряд ли возникнут.