Статья опубликована в № 2638 от 02.07.2010 под заголовком: От редакции: Не было гвоздя

Транспортная система Москвы не имеет запаса прочности

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Регулировать автомобильное движение на Ленинградском шоссе пришлось премьеру Владимиру Путину. Вчера он поручил вице-премьеру Сергею Иванову разобраться с транспортным коллапсом, возникшим после начала ремонтных работ на путепроводе через железную дорогу. Небольшой вроде бы сбой показал, что транспортная система Москвы вообще не имеет запаса прочности.

Затор на и без того перегруженном Ленинградском шоссе спровоцировали ремонтные работы на путепроводе через пути Октябрьской железной дороги, которые резко снизили пропускную способность моста, и перекрытие съездов с МКАД на Ленинградское шоссе в сторону области. Внятного предупреждения об ограничении движения сделано не было. Авиапассажиры не могли попасть в аэропорт «Шереметьево». «Аэрофлот» в четверг заявил, что 1300 человек опоздали из-за пробки на свои рейсы. Перевозчик потерял в первый день коллапса 700 000 евро и продолжает терять 400 000 евро в день из-за возвратов билетов и компенсаций пассажирам. Сколько жителей Зеленограда, Химок и других городов опоздали на работу, неизвестно. Пробка продлится до 1 октября – раньше закончить ремонт невозможно.

«Работайте с московскими властями, вместе предпримите необходимые действия, для того чтобы ситуацию улучшить. Не добраться до «Шереметьево»!.. Жалуются люди», – указывал вчера Путин своему заместителю Иванову. Проверки одновременно начали Федеральная антимонопольная служба и Генпрокуратура. Интересно, к каким выводам придут проверяющие.

Простым глазом видно несколько уровней проблем. Одного частного повода было достаточно, чтобы все они сыграли.

Ремонт начался только сейчас, в сезон отпусков, хотя решение было принято еще в марте. Причиной может быть длительность согласования или проблемы с выделением денег – и то и другое можно было предвидеть.

Важная проблема – износ еще советской инфраструктуры. Мост нужно было исправить раньше, по крайней мере до начала сезона отпусков и запуска третьего терминала в «Шереметьево»: путепровод, по словам вице-мэра столицы Петра Бирюкова, не ремонтировали 50 лет, со времени постройки в 1960 г. Железнодорожники давно жаловались, что фрагменты конструкций падают на пути, а после запуска «Сапсана» забили тревогу – в итоге прокуратура и Ространснадзор обязали исправить мост.

Сыграло и нечеткое разделение ответственности и отсутствие координации между властями разных уровней. Ремонтом занимается департамент ЖКХ правительства Москвы, хотя это территория области, а путепровод имеет отношение и к железной дороге. Из-за расписания поездов ремонт можно вести только в определенное время суток. Заметим, что РЖД неоднократно критиковали за запуск скоростного «Сапсана» по обычной колее. Это не значит, что иначе можно было не ремонтировать мост, просто запуск «Сапсана» – иллюстрация попыток частичной модернизации.

Повлияла и привычка властей Москвы и Подмосковья к взаимным территориальным претензиям. Несколько лет назад они вязли в длительных спорах о принадлежности земель под аэропортом и вокруг него. В результате работы по расширению транспортной инфраструктуры «Шереметьево», увеличившего пропускную способность, запоздали.

Предупредить нынешний коллапс можно было, создав новые и расширив альтернативные пути доступа к аэропорту. Снизить трафик на Ленинградском шоссе в преддверии ремонта можно было, построив эстакаду через Савеловскую железную дорогу у Хлебникова, тогда часть потока перешла бы на Дмитровское шоссе. По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, коллапс на Ленинградке отражает уровень среднесрочного, и долгосрочного, и краткосрочного транспортного планирования в городе.

По большому счету корень проблем в давно устаревшей радиально-кольцевой схеме Москвы, которая в сочетании с гиперцентрализацией политической и экономической жизни страны в столице будет и дальше порождать подобные ситуации, постепенно распространяясь и за официальные границы города.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more