Транспортная система Москвы не имеет запаса прочности

Затор на и без того перегруженном Ленинградском шоссе спровоцировали ремонтные работы на путепроводе через пути Октябрьской железной дороги, которые резко снизили пропускную способность моста, и перекрытие съездов с МКАД на Ленинградское шоссе в сторону области. Внятного предупреждения об ограничении движения сделано не было. Авиапассажиры не могли попасть в аэропорт «Шереметьево». «Аэрофлот» в четверг заявил, что 1300 человек опоздали из-за пробки на свои рейсы. Перевозчик потерял в первый день коллапса 700 000 евро и продолжает терять 400 000 евро в день из-за возвратов билетов и компенсаций пассажирам. Сколько жителей Зеленограда, Химок и других городов опоздали на работу, неизвестно. Пробка продлится до 1 октября – раньше закончить ремонт невозможно.

Регулировать автомобильное движение на Ленинградском шоссе пришлось премьеру Владимиру Путину. Вчера он поручил вице-премьеру Сергею Иванову разобраться с транспортным коллапсом, возникшим после начала ремонтных работ на путепроводе через железную дорогу. Небольшой вроде бы сбой показал, что транспортная система Москвы вообще не имеет запаса прочности.

«Работайте с московскими властями, вместе предпримите необходимые действия, для того чтобы ситуацию улучшить. Не добраться до «Шереметьево»!.. Жалуются люди», – указывал вчера Путин своему заместителю Иванову. Проверки одновременно начали Федеральная антимонопольная служба и Генпрокуратура. Интересно, к каким выводам придут проверяющие.

Простым глазом видно несколько уровней проблем. Одного частного повода было достаточно, чтобы все они сыграли.

Ремонт начался только сейчас, в сезон отпусков, хотя решение было принято еще в марте. Причиной может быть длительность согласования или проблемы с выделением денег – и то и другое можно было предвидеть.

Важная проблема – износ еще советской инфраструктуры. Мост нужно было исправить раньше, по крайней мере до начала сезона отпусков и запуска третьего терминала в «Шереметьево»: путепровод, по словам вице-мэра столицы Петра Бирюкова, не ремонтировали 50 лет, со времени постройки в 1960 г. Железнодорожники давно жаловались, что фрагменты конструкций падают на пути, а после запуска «Сапсана» забили тревогу – в итоге прокуратура и Ространснадзор обязали исправить мост.

Сыграло и нечеткое разделение ответственности и отсутствие координации между властями разных уровней. Ремонтом занимается департамент ЖКХ правительства Москвы, хотя это территория области, а путепровод имеет отношение и к железной дороге. Из-за расписания поездов ремонт можно вести только в определенное время суток. Заметим, что РЖД неоднократно критиковали за запуск скоростного «Сапсана» по обычной колее. Это не значит, что иначе можно было не ремонтировать мост, просто запуск «Сапсана» – иллюстрация попыток частичной модернизации.

Повлияла и привычка властей Москвы и Подмосковья к взаимным территориальным претензиям. Несколько лет назад они вязли в длительных спорах о принадлежности земель под аэропортом и вокруг него. В результате работы по расширению транспортной инфраструктуры «Шереметьево», увеличившего пропускную способность, запоздали.

Предупредить нынешний коллапс можно было, создав новые и расширив альтернативные пути доступа к аэропорту. Снизить трафик на Ленинградском шоссе в преддверии ремонта можно было, построив эстакаду через Савеловскую железную дорогу у Хлебникова, тогда часть потока перешла бы на Дмитровское шоссе. По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, коллапс на Ленинградке отражает уровень среднесрочного, и долгосрочного, и краткосрочного транспортного планирования в городе.

По большому счету корень проблем в давно устаревшей радиально-кольцевой схеме Москвы, которая в сочетании с гиперцентрализацией политической и экономической жизни страны в столице будет и дальше порождать подобные ситуации, постепенно распространяясь и за официальные границы города.